тренер Светлана Дубина
Об этом журналисту ИА «Вчасно» рассказала правозащитница, тренер проекта «ВПЛ: планы, перспективы, возможности для примирения» Светлана Дубина, которая уже больше года работает с категорией внутренне перемещенных лиц. По словам тренера, за это время позитивные изменения произошли не только в сознании самих ВПЛ, но и внутри громад, частью которых они стали.
«Людей перестали делить на своих и чужих, перестали считать переселенцев грузом, пришло понимание того, что это дополнительный мощнейший ресурс для любой громады», - рассказывает Светлана. – Для меня самой уже не существует понятия ВПЛ. Есть члены местной громады, пусть такие, которые приехали в нее позже, но такая социальная интеграция – это позитивный показатель».
За два года сами переселенцы стали ощущать себя более социально-ответственными: превалирующее значение все чаще имеют вопросы социальной адаптации, эффективной коммуникации с местными властями и преодоления дискриминации.
В подтверждение слов – позитивный пример переехавших с оккупированных территорий вузов, способных создать здоровую конкуренцию, создание общественных организаций переселенцев, успешные предприниматели-переселенцы, сумевшие наладить бизнес в новых условиях. В сентябре активные представители ВПЛ из семи областей Украины встретились в ходе проведения форума, посвященного проблематике внутренне перемещенных лиц. Переселенческое сообщество Донбасса представили ВПЛ Краматорска, Славянска и Покровска.
То, что на смену жалобам приходят реальные действия – также позитивная сторона в трансформации статуса ВПЛ. Мало кто ждет чуда и помощи извне, многие стараются стать теми, кто может оказывать эту помощь другим.
«Меньше сказочности в сознании, что вот завтра все изменится, что мы вернемся... Больше объективных оценок, конструктива. Уже не говорят, давайте изменим все, есть понятие — «сделаем конкретное мероприятие». Это признак того, что жизнь входит в нормальное русло, — рассказывает Светлана. – Нельзя приуменьшать того, что государство что-то делает для адаптации ВПЛ, но то, что основной груз лег на самих людей и то, что они смогли консолидироваться, несмотря на стрессы и травмы – это целиком их заслуга».