Об этом говорила Елена Стяжкина во время презентации в Краматорске книги «Жінки Центральної та Східної Європи у Другій Світовій війні: гендерна специфіка досвіду в часи екстремального насильства», одним из соавторов которой она является, сообщает ИА «Вчасно».
презентация книги «Жінки Центральної та Східної Європи у Другій Світовій війні: гендерна специфіка досвіду в часи екстремального насильства»Книга о женщинах задумывалась в мирный 2013 год, когда даже не представляли, что придется снова переживать войну, проводить параллели с тем временем и сравнивать происходящее вокруг.
«Оккупанты во все времена и всегда одинаковы, это наглые завоеватели, — проводит исторические параллели Елена Стяжкина, сравнивая фотографии фашистов и современных боевиков – бурятов, между поведением которых нет разницы. — У них даже лица одинаковые, не в плане национальности, это люди с дьявольскими лицами».
Общие собрания горожан в оккупированном фашистами Киеве в 1942 году и в Донецке 2015 году тоже похожи между собой. Тогда, в 42-м, киевляне точно также собирались на площади, скандировали лозунги в поддержку Гитлера. Большинство из них шли принудительно. Сейчас осуждают тех дончан, кто пришел на похороны Моторолы.
Фашистская оккупация закончилась, а люди все равно остались украинцами. Разве что Сталин зафиксировал в анкете вопрос: находились ли вы в оккупации и чем занимались. Чтобы выжить те три года на оккупированной территории, люди были вынуждены приспосабливаться к реальности. Поэтому нельзя огульно осуждать людей за их поведение, предупреждает Елена Стяжкина. Парад военной техники был в оккупированном Харькове в 1942 году, такой же парад был в Донецке в 2015 году. Назвать счастливыми лица на фотографиях нельзя. Люди по разным причинам пришли на эти парады.
«Мы не знаем, по велению сердца или принудительно они пошли туда или так было надо для безопасности себя и семьи. Не спешите обвинять людей сейчас», - считает писательница.
Сегодня многих волнует вопрос, что же будет с детьми, которые сейчас живут на оккупированной территории. «В годы II мировой войны гитлеровская Германия также использовала детей для пропаганды, они ходили с флажками и нацистской символикой. Но это не помешало им вырасти нормальными людьми, настоящими гражданами своей страны. Это все проходит, важно не потерять людей», - напоминает Елена Стяжкина.
«Советская пропаганда показывала годы оккупации как время лишения и страдания. Единственно «правильным» поведением было стать жертвой, а еще лучше погибнуть в этот период. Но за это время были и хорошие моменты – рождались дети, они учились ходить и читать, молодежь влюблялась и создавались семьи. Нынешняя оккупация тоже завершится, мы обязательно вернемся в украинский Донецк. Только сейчас нельзя линейно оценивать то, что происходит на этой территории», — уверена Стяжкина.