Екатериненская железная дорога (https://commons.wikimedia.org)
Первое ходатайство, предусматривающее возможное обустройство узла железных дорог по тогда ещё линейной станции Гришино (Красноармейск) датируется 1891 годом, первый проект - 1899 годом. В обоих случаях, речь шла о предполагаемом (проектируемом) участке железной дороги Рудничная (Рутченково) - Гришино.
В 1915-1917 годах движение по данному направлению, наконец-то, стало реальностью. Это было первое "сквозное" направление от узловой станции Гришино - к одной из станций существующей в реальности, а не в проекте, железной дороги.
На Павлоград ещё почти 20 лет скрипели обозы по тому, что мы в обиходе называем "Бахмутским шляхом" (что не совсем правильно), а в Лозовском направлении - ещё 45 лет по "большой проезжей дороге" в сторону Барвенково...
Так благодаря кому узел железных дорог по станции Гришино стал уже не привлекательным проектом, а реальностью? Кто поставил "жирную точку" в этом дискуссионном вопросе? Ведь были же варианты обустройства узла железных дорог не по станции Гришино (расположенной в середине угленосной полосы, которую новые железные дороги и должны были обслуживать), но по станции Желанная, разъездам Гродовка, Пост Журавка (блок-пост № 10), Кирпичево... Было предложение построить подъездные пути к рудникам южнее Гришино от разъезда Войново (блок-пост № 13)... Представляете, по какому бы пути могла пойти наша история!
Но сама история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Итак, разрешите представить "главного виновника торжества".
Ванифантьев Кирилл Николаевич, родился в 1861 году. Из рода дворян Череповецкой губернии, город Белозерск (фамилия упоминается в «Путевых заметках странника» за 50-е – 90-е годы XIX века).
По состоянию на 1917 год – действительный статский советник. В исторической литературе и документах также встречаются иные варианты написания фамилии: Ванифатьев, Вонифатьев.
Получил высшее техническое образование, инженер-технолог, закончил механическое отделение Санкт-Петербургского практического технологического института (имени императора Николая I) в 1888 году. По окончании института направлен на Варшавскую железную дорогу старшим машинистом службы тяги, с 1890 года – помощник начальника участка службы тяги.
В 1891-1892 годах – делопроизводитель отдела Временного Управления казённых железных дорог при Министерстве путей сообщения. В 1893-1897 годах – помощник начальника службы подвижного состава Псково-Рижской железной дороги, позже занимал инженерные должности на Балтийской железной дороге.
Член Русского астрономического (учебного) общества.
В конце 1900 года был начальником службы пути и сооружений Екатерининской железной дороги. В 1902-1906 годах – начальник службы тяги данной дороги. С 1906 года (с перерывом в 1906-1910 годах) – редактор журнала «Вестник Екатерининской железной дороги».
Екатериненская железная дорога (https://commons.wikimedia.org)
В 1906-1910 годах занимает должность начальника службы тяги Николаевской железной дороги.
В 1910-1917 годах – начальник Екатерининской железной дороги. Оклад - 15 тысяч рублей. В Екатеринославе проживал в гостинице «Европейская» (с 1910 года), затем - по адресу: улица Полицейская, 25. Награжден орденом Святой Анны 2-й степени (1907 год), орденом Станислава 1-й степени (1916 год). Член Присутствия по портовым делам управы г. Мариуполь (1916 год).
Кирилл Ванифантьев указывал на особое значение так называемого Гришинского угленосного района, перспективы добычи угля в Западном Донбассе, а также необходимость строительства новых казённых железных дорог в районе станции Гришино (Красноармейск).
Кирилл Николаевич был руководителем проектных работ и технико-экономических изысканий железных дорог раз. Гродовка – д. Ильинка – ст. Еленовка, ст. Гришино – д. Григорьевка (Разино), ст. Рутченково – ст. Гришино – с. Золотой Колодезь, ст. Гришино – с. Казённоторское (Октябрьское) – ст. Краматорская – ст. Дружковка и др.
Участвовал в разработке проекта участка Родаково – Лихая Северо-Донецкой железной дороги. В 1914-1917годах – начальник управления по строительству железной дороги Рутченково – Гришино и Северных Гришинских ветвей; в конце мая 1914 года на автомобиле объехал все ключевые объекты строящейся линии, торжественно открыв строительство.
В феврале-марте 1917 года не препятствовал началу работы Совета депутатов Екатеринославского железнодорожного узла. Однако уже 12 марта делегация временного городского комитета Екатеринослава поставила перед Временным правительством вопрос о немедленном удалении начальника Екатерининской железной дороги, как «вызывающего к себе крайне враждебное отношение».
В апреле 1917 года собранием инженерно-технических работников Николаевской железной дороги его кандидатура выдвинута для участия в выборах начальника дороги.
Получил предложение занять должность члена инженерного совета Министерства (Наркомата) путей сообщения. В 1920-х годах работал главным инженером в Наркомате. В рамках реализации плана ГОЭЛРО участвовал в заседаниях подсекции электрификации, начиная с 1920 года, в качестве заместителя председателя технического комитета НКПС. Именно тогда было принято решение об электрификации магистральных железных дорог постоянным током напряжением 3 кВ. Сыграл важную роль в восстановлении железнодорожного транспорта России (СССР) после Гражданской войны.
23 мая 1928 года арестован по групповому делу и заключен во внутреннюю тюрьму. Осужден КООГПУ 22 мая 1929 года на 10 лет лишения свободы по статье 58-7 УК РСФСР.
Ванифантьеву вынесли приговор по ст. 58-7 УК РСФСР : «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций то есть промышленный саботаж».
Постройка пути. Из фондов Соловецкого музея-заповедника (http://all-solovki.ru)
Кирилл Ванифантьев отбывал наказание в Соловецкой тюрьме особого назначения. В июне 1929 года в информационно-следственную часть поступили сведения, что на Соловках существует организация заключенных, которая ставит целью разоружение охраны, захват оружия, связи и плавучих средств, массовый побег на материк и далее – в Финляндию.
Данный инцидент известен в истории как «Дело о Кремлёвском заговоре». Допросы подтвердили, что еще весной на Соловках организовалась инициативная группа заключенных, которая решила создать организацию с целью массового побега за границу. Кроме инициаторов и организаторов попытки побега был приговорён к высшей мере наказания, а 29 октября 1929 года среди прочих лиц был расстрелян и К.Н.Ванифантьев…
Сейчас имя Кирилла Николаевича Ванифантьева незаслуженно забыто. В музее истории и развития Донецкой железной дороги, например, в 1910-1917 годах указан начальником Екатерининской железной дороги совсем другой человек, а попытки изменить данное состояние дел ни к чему не привели.
В Красноармейске, - а ведь благодаря К.Н.Ванифантьеву станция стала узловой, - нет ни единой мемориальной таблицы, не говоря уже об улице, названной в честь этого "неугодного прежней власти" человека (хотя, его знаниями и умениями прежняя власть без зазрения совести в своё время и воспользовалась). Думаю, что этот человек заслуживает много большего, нежели скромные "сведения в музее Приднепровской железной дороги" в славном городе Днепропетровск...