Екатеринослав. Хоральная синагога
В начале ХХ века на станции Гришино из 2597 жителей поселка 227 были евреями. Еврейское население проживало преимущественно в центральной части поселка на улицах, примыкающих к синагоге.
Среди наиболее известных представителей еврейской общины Гришино были Э.Ш. Малис и А.Ю. Липшиц (владельцы бакалеи, галантереи, мануфактуры), Г.М.Гольцман, М.Р. Фельдман, И.А. Золотарев (хлеб, зерно), Н.А. Лисовский и Е.А. Лесин (занимался лесом), Н.Я. Файнштейн (занимался железом), А.Я. Корсунский (владелец мыловаренного завода), А.Л. Вульфович (владелец пивоваренного завода), А.Л. Вульфович (владелец механического завода).
Евреи Гришино принимали активное участие в развитии поселка, горной промышленности, торговых отношений, производства.
Евреи были владельцами или арендаторами паровых мельниц, маслобоен, кожевенных, мыловаренных кирпично-черепичных заводов (в Бахмутском уезде 80-90%). Среди рядовых жителей это были в основном мелкие торговцы и ремесленники-кустари - портные и сапожники, а среди обеспеченных - врачи, провизоры, учителя, техники, штейгеры и инженеры. Евреи активно участвовали в развитии горной промышленности, многие из них были арендаторами или управляющими рудниками, расположенными вокруг станции. Треть торговцев в Бахмутском уезде были евреями, которые держали магазины, лавки, трактиры, аптеки.
Расположение синагоги в центральной части поселка свидетельствует об отношении местных властей к еврейской общине, размеры молитвенного зала - о величине общины, а красота убранства – о материальном положении и наличии состоятельных людей в общине. Но убранство еврейских молитвенных домов однозначно по всем статьям уступает «красоте и богатству» православных храмов. Причина банальна - красивое убранство мешает концентрации и не позволяет отвлечься от красоты материального мира и настроиться на духовный лад. Поэтому синагога – это простой дом с достаточно скромным внутренним оформлением. В переводе с греческого синагога – «собрание». Еврейское название бейт-кнессет в переводе с иврита – «дом собрания».
Общих принципиальных требований к архитектуре синагог не было раньше, нет и сейчас. Еврейская архитектура испытывала влияние различных стилей, начиная от готики, ренессанса, барокко и заканчивая классицизмом и модерном. Но неизменными всегда оставались требования к месторасположению и ориентированию на Иерусалим (по оси запад-восток). Фактически каждая синагога повторяла форму скинии (шатра).
Екатеринослав. Хоральная синагога
Что же касается внутреннего устройства, то три атрибута обязательно существуют в любой синагоге. Арон га-кодеш – шкаф, в котором хранится свиток Торы, располагался он у восточной стены (здесь же были места для самых уважаемых членов общины). Бима – стол (тумба) на возвышенности посредине синагоги, на него кладут свиток для чтения. Тива (амуд) – шкаф (плита), перед которой стоит шалиах цибур (ведущий молитву). Обязательными атрибутами являются стулья и скамьи для молящихся, шкафы для молитвенников. Вход был только с западной стороны. Рядом с входом были места для наиболее бедных членов общины. При каждой синагоге работала школа, где дети изучали Тору, была и библиотека.
Следует отметить, что в Российской империи существовали определенные ограничения при строительстве подобных зданий. Синагоги не должны были быть выше рядом расположенных жилых домов и иметь богатый декор.
В Донбассе, как правило, они занимали «островное» положение в окружении значительно более низкой и бедной застройки. Чего не скажешь о Гришинской синагоге. Рядом с ней располагались двухэтажные здания (особняк купца Липшица и театр Полякова), одноэтажные дома далеко не бедных еврейских купцов и торговцев Невлеров (по Екатеринославской), Зингера и Браиловского (по Таганрогской). Не говоря о доме статского советника М.А. Свирелина (улица Таганрогская, 59).
Естественно, здание гришинской синагоги — современная улица Ленина, дом 111, неоднократно перестраивалось и достраивалось. В его современном облике уже невозможно найти фрагменты и детали, которые напоминали бы дореволюционную синагогу.
Здание гришинской синагоги, ныне трест "Красноармейскшахтострой"
Первоначально это здание было прямоугольной формы. Его современный фасад украшен треугольным портиком, который поддерживают четыре колонны. В свою очередь, колонны украшены капителями, а уличный фасад - прямоугольными пилястрами с декором из лепнины и кирпичным карнизом. Вероятнее всего, фасад был увенчан звездой царя Давида (в советские времена на портике красовалась надпись «Слава КПСС»). Но даже современная центральная часть здания сильно напоминает хоральную синагогу в Екатеринославе «Золотая Роза» (постройка 1850 года).
В 1912 году среди действующих синагог в Бахмутском уезде упоминаются только синагоги Бахмута и Юзовки (уездным раввином тогда был Арон Нухимов Розенфельд). Первые документальные сведения о синагоге в поселке Гришино относятся к 1916 году, когда ее раввином стал Иегуда Лейб Левин (1894-1971 гг.).
И.Л. Левин родился в городе Никополе в семье местного раввина Элияху Шмуэля. Закончил Нежинскую и Слободскую иешивы (высшие религиозные заведения для подготовки раввинов). В 1916 году получил смиху и назначение в Гришино. В 1920 году он стал раввином Екатеринослава, с 1946 по 1953 годы – Днепропетровска, а с 1957 года – раввином Московской хоральной синагоги. В 1968 году под его редакцией был издан «Молитвенник мира».
Раввин гришинской синагоги Иегуда Лейб Левин (1894-1971 гг.).
Нельзя сказать, что жизнь еврейской общины в поселке Гришино была безоблачной и радужной. Постоянное давление оказывали не только местные власти, но и православная церковь. Евреи платили подушную подать (8 рублей), налог на содержание дорог (25 копеек), земские повинности (18,5 копейки), «свечной и коробочный сборы». В 1903 году полицейские урядники в своих рапортах сообщали: в уезде «больше всего антисемитскими настроениями заражено Гришино». В лихолетье гражданской войны еврейское население пережило 6 погромов.
При советской власти синагога была единственной легальной институцией в иудейском национально-религиозном пространстве.
Гонения на еврейскую общину начались в мае 1919 года, когда на районном съезде работников школ одобрили декрет об отделении церкви от государства.
Как результат - 8 мая 1923 года синагога (к слову, как и православная церковь) в поселке Гришино прекратила свое существование. Здание синагоги было переоборудовано под спортивный клуб.
В период оккупации (с октября 1941 года по сентябрь 1943 года) в этом здании находилась немецкая комендатура. 21 декабря 1941 года на балконе были повешены шестеро жителей города - начальник вагонного депо Леветов, мастер вагонного депо И.Юровник, машинист паровоза В.Черноморец, кузнец депо Б.Рабинович, рабочие депо И.Драган и Я.Ткаченко.
http://talezuborev.com/books
Нужно отдать должное еврейским верующим города Красноармейска. В послевоенные годы, в частности в 1954-1955 годах, они неоднократно обращались к местной и центральной властям с просьбами о разрешении на регистрацию общины и открытие синагоги. Несмотря на то, что в городе был единственный раввин на всю Сталинскую область, они получили отказ во всех партийных инстанциях. Незарегистрированная группа верующих - 20-25 человек - собиралась в доме Зингера по улице Ленина. К 1957 году она увеличилась до 50 человек. Последнее упоминание об этой группе датируется 1973 годом.
В годы советской власти снесли и еврейское кладбище, которое, якобы, «мешало» прокладке ЛЭП. Находилось это кладбище с правой стороны от «горбатого моста» (при спуске к улицам Ленина и Свердлова). Еще в середине 70-х годов прошлого века вдоль бетонного забора лежали могильные надгробия и памятники.
В 1951 году был создан трест «Красноармейскшахтострой», который с 1956 по 2010 годы располагался в восстановленном и перестроенном здании. Здание бывшей синагоги сильно пострадало в годы войны, поэтому многие старожилы считают, что «трест практически построили заново». Тогда же появились восточное и южное крылья здания.