Станция Гришино
Прототипами железнодорожных вокзалов были почтовые станции. Архитектура вокзальных зданий конца XIX века отличалась разнохарактерностью форм и обилием декора. Более того, каждая железная дорога строила сооружения вокзального комплекса по своему «типовому проекту». Проезжая по линии железной дороги, пассажиры видели здания вокзалов, подсобных помещений, водонапорных башен и казарм, выполненных в едином архитектурном стиле. И все они были составляющими одного большого и сложного организма. Только благодаря развитию железной дороги сложился такой социально-хозяйственный комплекс, как станция. Центральное место в ансамбле железнодорожной станции занимал вокзал.
Железнодорожный вокзал – одна из архитектурных доминант Красноармейска, которой была отведена градообразующая роль. Градостроительные особенности вокзального комплекса определяются тем, что первоначально он располагался на пустыре, затем это место «обрастало» привокзальным поселком, который, в свою очередь, потом «врастал» в городскую структуру.
Станция Гришино
Одно из старейших зданий Красноармейска было построено еще в 1883 году. За свою долгую жизнь вокзал неоднократно перестраивался и достраивался, восстанавливался и обустраивался, каждый раз безвозвратно утрачивая свой неповторимый архитектурный облик.
Изначально это было двухэтажное здание (центральная часть современного сооружения) с симметричным фасадом, с характерными рустованными оконными наличниками и замковыми камнями, с торцевыми чердачными окнами на четырехскатной крыше.
Вокзал станции Гришино, 1904 год
Вокзал ст. Красноармейск до реконструкции
Старожилы считают, что здание гришинского вокзала сильно напоминало вокзал станции Кривой Рог — Главный, построенный примерно в то же время в стиле украинского барокко.
На старых и современных фотографиях видно, что они действительно похожи. И даже сегодня, после современных реконструкиций, вокзалы станций Красноармейск и Кривой Рог по-прежнему не утратили свое сходство.
Вокзал станции Кривой Рог-Главный. Фото: http://80564.info
Некоторые видят в остроконечных фронтонах влияние готического стиля. Специалисты же утверждают, что здание вокзала не имело четко выраженного архитектурного стиля. В поисках новой архитектуры строители тогда обращались к различным исторически близким стилям (классицизм, ампир, барокко), что, в свою очередь, приводило к эклектике (смешиванию архитектурных стилей). Благодаря этому в совокупности создавалась целостная и гармоничная картина всего железнодорожного ансамбля.
Сам вокзал был поделен на пассажирское и служебное помещения. Для размещения и отдыха пассажиров на железнодорожных станциях Российской империи были обустроены залы ожидания I–IV классов (документально известно о зале III класса и буфете на станции Гришино).
В зале II класса должны были быть дамская комната и туалет. Лавки в залах ожидания были деревянными с высокими спинками. К служебным помещениям относились комнаты начальника станции и его помощника, касса, кладовая, ламповая для хранения ламп, свечей и фонарей, помещение дежурного по станции.
Здание вокзала совмещало служебные, общественные и жилые функции, а это, в свою очередь, требовало строительства навесов, балконов и устройства палисадников (на вокзале разбивались «садики» и клумбы). Известно, что в помещении вокзала было и фотоателье (владелец И.С. Чулок).
Сюда, на станцию Гришино, в 1900 году из Санкт-Петербурга прибыл рояль «Шредер». Инструмент, купленный женой управляющего имением в Сонцовке, с величайшими предосторожностями был доставлен в село. Он предназначался для будущего музыкального гения Сергея Сергеевича Прокофьева.
«…В начале 1902 года я со своим скромным багажом, включающим толстую пачку нотной бумаги и скрипку, высадился на платформе маленькой железнодорожной станции Гришино, неподалеку от уездного городка Бахмут. Меня ждала коляска, запряженная парой лошадей, присланная из Сонцовки. Дорога лежала среди тучных черноземных полей и лугов, усеянных цветами. Весь путь до Сонцовки я не уставал любоваться прекрасными картинами богатой красками украинской природы», - вот какие впечатления от посещения нашего края остались у известного композитора Рейногольда Глиэра.
Привокзальная площадь ст.Гришино (вид от вокзала), 1902 год
Вокзал был не только пассажирскими и грузовыми, но и почтовыми воротами поселка Гришино. Здесь находилась почтово-телеграфная контора (ее начальниками в разные годы были коллежский асессор А.В. Кремянский и коллежский секретарь А.Н. Пауков, а телеграфистом П.М. Дробышевский).
Земские начальники и мировые судьи, землевладельцы и горнопромышленники из своих имений и сел близлежащих волостей приезжали сюда за личной корреспонденцией. На запасном пути станции Гришино стоял вагон II класса, принадлежавший действительному статскому советнику Сергею Васильевичу Бахиреву (владельцу деревни Желтая).
Неотъемлемой составляющей вокзального комплекса была платформа. Мы с вами привыкли к обустроенному асфальтному перрону, но он стал обыденным только в 60-х годах прошлого века. До этого платформы даже на крупных станциях делались из досок, но чаще всего были песчаными - «утрамбованными до плотности садовой дорожки».
Вдоль станционных путей располагались помещения для хранения путевого инструмента, туалет, багажное отделение, угольный (дровяной) сарай для отопления вокзала, ледник для хранения продуктов буфета, керосиновый погреб и водонапорная башня. Все это вместе образовывало некий архитектурный ансамбль, по своему устройству и облику ни на что другое в поселке не похожий. Это была самобытная область архитектуры.
Привокзальная площадь ст.Гришино, 1904 год
«Почти в центре станции Гришино было озеро, и в первые годы после постройки дороги начальник станции стрелял уток прямо с крыльца своего дома» - это отрывок из воспоминаний геолога П.Ф. Бойко.
Озеро действительно было, и воспоминания о нем сохранились. Только находилось оно примерно там, где сейчас расположены площадь Шибанкова и Дворец культуры. Точнее, это был большой овраг, заполненный талыми, дождевыми и грунтовыми водами.
«…Вулиця була не брукована і так залита болотом, що я просто потонув у ньому. Я довго борсався і врешті, гребучи руками, виплив із цього болота» - из воспоминаний Георгия Деника о посещении станции Юзовка в 1905 году. Но подобная сцена могла иметь место в любом населенном пункте дореволюционного Донбасса, в том числе и в Гришино. Практически на всех фотографиях поселка Гришино начала ХХ века присутствуют «непролазная грязь» и огромные лужи. Не была исключением и привокзальная площадь.
Привокзальная площадь (здание вокзала слева)
Здесь, на привокзальной площади, начиная с октября 1905 года, ежедневно «при большом стечении народа» проходили митинги. С призывами к всеобщей забастовке выступали заведующий училищем Прохор Дейнега, конторщик Степан Ефимов, представитель московского комитета РСДРП Сергей Морозов. Прямо на перроне вокзала выступал хор рабочих депо и учащихся ремесленного училища под руководством учителя Николая Леонтовича. А в декабре 1905 года в помещении вокзала разместились стачечный комитет и штаб гришинской дружины. Здесь же был оборудован и лазарет, а в зале III класса проводились занятия по боевой подготовке (по обучению прицельной стрельбе).
Начальником станции Гришино в то неспокойное время был А.Чумаков, начальником депо – инженер Ф.Е. Поляков, ревизором тяги – инженер С.П. Поцепухов, смотрителем зданий – Е.Г. Окуневич. Железнодорожной аптекой заведовал А.А. Житомирский. С 1895 по 1903 годы начальником службы подвижного состава на станции Гришино был коллежский асессор А.Р. Яблонский.
Работники и служащие ст.Гришино, 1902 год
Благодаря наличию телеграфа служащие вокзала первыми узнавали о событиях, происходящих в стране. Ночью 27 октября 1917 года на станции Гришино приняли телеграмму, в которой сообщалось о революционных событиях в Петрограде. Так началась новая страница в истории нашего вокзала, нашего города, нашего государства.