Зам директора теруправления ГБР в Краматорске Владимир Помилуйко
ИА «Вчасно»: Почему вы приняли для себя решение вернуться в правоохранительные органы после того, как уже вышли на пенсию?
Владимир Помилуйко: Меня многие об этом спрашивают. У меня есть опыт и знания, силы и желание еще поработать. Очень хорошо, когда есть молодые специалисты, но им пока не хватает опыта. При этом мы будем что-то черпать и от них. Думаю, что такое сотрудничество будет эффективным.
— В 2015 году Верховная Рада приняла закон о создании Государственного бюро расследований, и вот только сейчас процесс запустили. Кому будет подчиняться эта структура?
— Это абсолютно независимая структура. У нас вертикаль — подчинение только директору Госбюро расследований (Державне бюро розслідувань, ДБР). Мы не подчиняемся ни Нацполиции, ни прокуратуре. Досудебным расследованием теперь будем мы заниматься, а у прокуратуры остается функция надзора.
— Какими преступлениями будет заниматься Госбюро расследований и непосредственно ваше теруправление на Донетчине и Луганщине?
— Мы можем проводить расследования в отношении высших должностных лиц — например, бывшие президенты, представители Кабмина, чиновники категории, А (главы областей и другие). Также нам подследственны должностные лица из НАБУ и САП, правоохранители и военные (кроме тех, кто совершил преступление по ст. 422
— Какого характера преступления вы будете расследовать?
— Различные нарушения законодательства, в том числе и коррупцию.
— Известно, что НАБУ не берет в работу производство, которое уже расследуется другой структурой. Вы также будете работать?
— Мы должны начинать с чистого листа. Есть такие дела, которые называют «заволокиченные» — их внесли в ЕРДР, но они не расследуются. Я считаю, что правильно начинать производство «с нуля», регистрировать его в ЕРДР и доводить до суда, и, соответственно, нести ответственность за качество расследования.
— Сейчас у общественности Донетчины есть вопросы к расследованию некоторых криминальных производств — они либо затягиваются, либо закрываются до суда. Вы будете заниматься расследованием таких фактов?
— Если будут факты о нарушениях со стороны правоохранительных органов.
— То есть вам нужно предоставить конкретные факты?
— Да. Но мы не оцениваем работу Нацполиции. Есть процессуальный контроль, который ведет прокуратура. Я считаю, что на обращения по таким вопросам мы все равно должны реагировать и давать людям ответ. Если, например, судья взял взятку, то мы это будем расследовать.
— Как вы оцениваете сегодня уровень расследований в Украине?
— Есть большой дефицит в грамотных следователях. Я сталкивался со следствием и прокуратуры, и полиции, и СБУ — есть проблемы. Бывают случаи, когда следователь говорит: «Я все сделал», а открываешь дело, смотришь и хочется плакать. Конечно, такие производства могут и в суд не попасть.
— Насколько у ваших сотрудников хватит стойкости не брать взятки и не подыгрывать кому-то? Где гарантии, что у вас будет качественно новый уровень расследований?
— Есть такой стимул, как зарплата. Думаю, что зарплата от 35 тысяч позволит отказаться нашим следователям от взяток. На сегодня у нас оклад следователя от 35 тысяч гривен. Также в Госбюро создается система внутреннего контроля, ну и я не снимаю ответственность за сотрудников с руководства.
Также мы будем мониторить общественное мнение и прессу, потому что никто не знает лучше ситуацию как те, кто общается непосредственнно с людьми. В законе о Госбюро расследований прописано, что мы принимаем информацию даже анонимную, если в ней указано лицо, совершившее преступление.
Я приложу максимум усилий, чтобы оградить молодых следователей от соблазнов и незаконных действий. Также прошу общественность сообщать о каких-либо нарушениях, если такие будут, со стороны наших сотрудников.
— Мы видим, как местные власти Донетчины выделяют квартиры правоохранителям или покупают автомобили. Соответственно о каком непредвзятом отношении к чиновникам в этом случае может идти речь. Ваши сотрудники также будут получать такие «подарки», ведь не все живут в Краматорске?
— Нет. Мы не получаем поддержку от местных властей и не финансируемся из местных бюджетов. Средства на свое содержание Госбюро расследований получает от государства.
— Известно, что США поддерживает деятельность НАБУ. Кто помогает вашей структуре?
— Идею создания Госбюро расследований поддерживает Евросоюз. Наше руководство сотрудничает с Консультативной миссией ЕС, Офисом Совета Европы, Представительством Совета Европы в Украине.
— Вы появились в Краматорске в сентябре, весть об этом облетела округу. К вам уже приезжали чиновники или высокопоставленные лица для знакомства?
— Никого не было. Все ждут, присматриваются. Я только провел встречу с главой обладминистрации по поиску помещения, с мэром города и с начальником полиции.
— Какой у вас будет штат?
— На сегодня утвержден штат в составе 114 человек, из которых 42 — следователи. Будет 3 следственных отдела. Мы также обращаемся сейчас к руководству с тем, что будет логистически удобно создание двух наших отделений — в Мариуполе и Северодонецке. Чтобы оперативно реагировать на всевозможные нарушения.
— Какие требования предъявляются к претендентам на должность следователя Госбюро?
— Обязательно профильное образование. У нас есть квоты: часть людей набираем тех, кто работал в следствии прокуратуры, часть — кто в последние годы работал в следствии других правоохранительных органов, часть — те, кто к следствию ранее не имел отношение, но при этом получил юридическое образование и необходимый стаж работы с области права.
— Это должны быть местные жители?
— Объявлен набор для всех жителей Украины. Но я думаю, что продуктивнее будет набирать из местных. Все равны.
— Все будут проходить через полиграф?
— Да, абсолютно все проходят полиграф. Кроме этого, наши сотрудники будут проходить его каждый год. Также претенденты сдают теорию — порядка 2 тысяч вопросов по законодательной базе.
— Когда в Новую полицию набирали сотрудников, то приглашали общественность. Как у вас с этим?
— То же самое. Первый конкурс — знание законодательной базы. 2 этап — оценка знаний по решению юридических задач. После этого — собеседование с внутренней комиссией, куда приглашаются представители общественности. Собеседование проводится в онлайн-режиме и выкладываются в Ютуб.
— Когда территориальное управление в Краматорске начнет работать в полную силу?
— Сейчас идет набор следователей. Планируем начать первые криминальные производства уже в ноябре.