Накануне визита Любко Дереша в Донецкую область в соцсети появились посты, осуждающие его деятельность по примирению сторон конфликта, звучали даже призывы саботировать встречу, но диалог с жителями восточного региона состоялся, сообщает ИА «Вчасно».
Избежать поляризации, суметь снова общаться и вместе идти к развитию общества – все это возможно в условиях уважительного отношения друг к другу, об этом говорили в Краматорске в рамках информационной кампании Центра перспективных исследований «Віднайти повагу» Любко Дереш и экозащитник Павел Вышебаба, которые стали посланниками толерантности Программы развития ООН.
«Как раз уважение к другим людям должно стать тем фундаментальным двигателем, которое сможет склеить общество, - отметил Любко Дереш. – Это означает необходимость «братания» с тем, с кем до этого был «на ножах». Это внутреннее состояние, которое означает признание и принятие, что другие могут думать и действовать иначе. Можно не соглашаться с его действиями, но не искать при этом возможности унизить человека. Это то усилие, которое мы должны в себе зародить, как плату за то, чтоб общество начало выздоравливать. Процесс реабилитации очень сложный и неприятный. Мы не приумножаем зло, мы в команде, которая приумножает добро»
ИА «Вчасно»: Как противодействовать ненависти межу людьми, которые оказались по разные стороны баррикад?
Любко Дереш: Нужно выступать посредниками в диалоге с нейтральными позициями, не давать собственных оценочных суждений, а делать акцент на конструктивных моментах, которые могут помочь стать ближе. Речь не идет о примирении с Россией, а прежде всего - внутри страны, отдельно взятом городе или регионе, где противостояние между людьми ощущается очень сильно.
Тяжело начать уважать людей, кто в силу разных обстоятельств делал тебе больно, лишил тебя жилья и близких. Но ради того, чтоб история двигалась дальше, надо думать не о прошлом, а решиться говорить о будущем. Многие стали заложниками своего мировоззрения, полученной информации – им надо дать шанс и вместе искать точки коммуникации, чтобы жить дальше и не считать друг друга врагами.
- Сколько времени, на ваш взгляд, понадобится на деоккупацию Донбасса?
- Этот вопрос выходит за рамки моей компетенции. Там, где говорят орудия, сложно донести иное. Право остается не только за гражданским решением, мол, давайте помиримся. Есть силы, которые заинтересованы, чтобы конфликт продолжался. Необходимо найти в себе силы попытаться отойти от политического взгляда на ситуацию и увидеть людей как жертвы тех обстоятельств, проявить к ним человечность, пойти к ним на встречу, если они готовы к диалогу. Это готовность отказаться от образа врага, признать что они не враги, а люди кто в силу происшедшего иначе воспринимали ситуацию. Пройдет время, прежде чем увидим, что шаги были не напрасны, но они точно дадут результат.
У меня нет ответа на вопрос, сколько эти процессы займут времени. Я один из многих посланников, приехавший на Донбасс в рамках программ взаимопонимания, чтобы положить один-два кирпичика для построения стены понимания.
- Кто помимо политиков должен будет активно задействован в процессах деоккупации?
- Важная роль принадлежит людям искусства, литераторам, общественным деятелям. Мирные конструктивные диалоги в отличии от разрушений могут убрать ненависть. Такие мероприятия уже проходят в Донецкой и Луганской областях. Например, проект «Живая библиотека» или фестиваль «Кальмиюс». Силы можно и нужно черпать изнутри.
Первые тексты о войне были очень идеологическими. Люди, естественно, стали писать о том, во что верили, превозносить учения и идеологии. Из-за этого правые становились более правыми, левые – более левыми. Сейчас другие книги. Такие произведения, как «Довгі часи» Владимира Рафиенко или «Интернат» Сергея Жадана тяготеют к тому, чтобы не давать оценочных суждений тем событиям, избегать эмоциональной окраски, а размышлять более трезво.
- Нуждается ли в примирении общество на освобожденных территориях?
- Нам часто ставят в укор, как вы можете говорить о мире во время войны. Но об этом нужно говорить. Какой мир мы хотим выстроить – это наша общая ответственность перед военными. С теми, кто воюет, диалог не выстроишь. Наша задача – попробовать привлечь внимание разных людей, чтобы искать единство внутри громад. В рамках оставшейся страны много разногласий и напряженности относительно языковых и прочих вопросов, они истощают нас. Нужно найти мир внутри, стимулировать диалог, чтобы стороны с разными политическими взглядами могли прийти к пониманию. Нужно вместе думать над тем, что сложная послевоенная ситуация может быть использована как возможность объединения и развития.