По-разному относились к протестантам до войны на Донбассе. Одни принимали их веру, другие были настроены категорически против. В регионе большинство людей посещали православные храмы Московского патриархата, который поддерживает российские взгляды и потому выступил против Майдана и борьбы украинцев за свободу.
Пасторы и прихожане евангелической церкви «Добрая весть» в Славянске сделали свой выбор, не сомневаясь.
Сергей Демидович«У нас была своя продакшн-студия, которая являлась филиалом одного из питерских российских телеканалов, — рассказывает пастор и волонтер Сергей Демидович. – Когда начался Майдан, я как украинец не мог оставаться в стороне, рассказывал в новостях о событиях в Киеве. Мы показывали правду об Украине, но нам стали звонить из России и говорить, чтобы мы этого не делали и изменились. В мае 2014 года мы прекратили сотрудничество».
Тогда было сложное время, но все же удалось сохранить и команду, и оборудование телестудии. Поэтому, когда Славянск оккупировали пророссийские наемники, Сергей продолжал фиксировать события на видеокамеру.
«Тогда мы еще не осознавали, что это все так серьезно, - вспоминает он. – Во время одной съёмки, когда выступал самопровозглашенный мэр Пономарев, я спросил его, правда ли, что они забирают машины у людей. Он мне ответил, что нет, но тут же из толпы раздался голос мужчины: «Как нет? Я вот к вам пришел, у меня сегодня забрали машину».
Тут же его схватили и куда-то увели, а я спрятал камеру и постарался уйти незамеченным».
Любовь к Украине местных пасторов очень не нравилась оккупантам – они стремились уничтожить все украинское. Одного из пасторов «Доброй вести» арестовали и продержали с закрытыми скотчем глазами более 7 часов, но его удалось освободить и вывезти из города.
hronika.infoВскоре и к Сергею Демидовичу домой нагрянули около 20 вооруженных боевиков, но он успел эвакуировать семью из города. После обыска дома, боевики отправились в центр «Добрая весть», желая там найти видеооборудование, но и тут опоздали – технику вывезли за пределы Славянска. Здание церкви было захвачено.
«Тут поселилось около 100 боевиков. Из окон нашей церкви стреляли снайперы, - рассказывают прихожане. - Причем сюда вместе с вооруженными людьми пришли православные священники Московского патриархата. Они присмотрели себе это помещение, привезли сюда свои иконы. В нашем дворе поставили артиллерийское орудие «Нона», из которого вели обстрелы, а батюшки в это время благословляли все это».
Увидев в интернете видеозапись такого обстрела, прихожане и пасторы испытали шок – здание, где они несли добро людям, теперь служило площадкой для убийства.
Потеряв церковь и свои дома, под прицелом боевиков, служители вновь и вновь возвращались в город, чтобы помочь землякам. Одним из первых стал эвакуировать людей из опасной зоны пастор Петр Дудник. Вместе с единомышленниками они вывозили людей на мирную территорию, а в Славянск завозили продукты, в которых нуждались жители оккупированного города.
Слезы, боль, отчаянье, страх – с этим верующие сталкивались каждый день. Они спасали местных жителей независимо от их политических убеждений.
Российская пропаганда создала настолько яркий образ врага, что когда протестанты привозили продукты от жителей западных областей Украины, то люди в Славянске не хотели их брать, говорили, что от НАТО и американцев им ничего не надо, ведь это иностранцы во всем виноваты и хотят их захватить. И только после того, как волонтеры показывали банки с соленым салом и вареньем, люди успокаивались и начинали с осторожностью принимать гуманитарную помощь.
«Люди были испуганы и обозлены, но нас в городе хорошо знали и поэтому доверяли, - вспоминает Сергей. – Даже когда освободили Славянск, местные жители никому не верили, и поэтому военные передавали продукты только через нас».
После освобождения Славянска команда протестантов-волонтеров вернулась в город и свою церковь. Но на этом их волонтерская миссия не закончилась – тысячи мирных людей на линии фронта в Донбассе нуждались в помощи и «Добрая весть» отправилась в самую опасную зону – «серую», как ее называют.
Жители сел, которые оказались в эпицентре военных действий, месяцами жили в подвалах, прячась от обстрелов, хоронили близких и теряли свои дома.
Старики, дети, больные люди остались один на один с войной – без продуктов, электричества, топлива, медикаментов. К ним боялись ехать социальные работники, врачи, коммунальные службы – никто не хотел рисковать жизнью под пулями и снарядам.
Туда и отправились со своей миссией представители церкви «Добрая весть». Они везли хлеб, продукты, лекарства, строительные материалы. Сотни тысяч буханок хлеба было доставлено в «серую» зону.
«В поселке Попасное мы встретили девочку Владу. Она жила с дедушкой и бабушкой, - вспоминает Сергей Демидович. – Мама ее бросила, а папа был убит. Тетя, спасая Владу от войны, вывезла ее на мирную территорию Украины. А дедушка и бабушка, которые остались в Попасной, вскоре погибли».
Теперь волонтеры строят дом для Влады и ее тети, поддерживая семью беженцев.
Сейчас «Добрая весть» готовится вывезти из села Зайцево мать с четырьмя детьми. Во дворе их частного дома восемь огромных воронок от снарядов, и когда обстрелы затихают, дети играют в них на улице. Спасать семью нужно в короткие сроки, потому что люди живут фактически между двух окопов.
«Если в Марьинку, Красногоровку, Авдеевку уже едут многие волонтеры и благотворительные организации, то возле Мариуполя мы проехали и увидели, что там люди не избалованы волонтерами, живут голодные, замерзшие, - рассказывает Сергей. - Вот в селе Гранитное в 2 км от Широкино были – вышли бабули перепуганные, зажатые. Мы раздали пакеты продуктов, поговорили с ними, заверили — будем постоянно приезжать. Такая же сложная ситуация и в Луганской области».
Чтобы люди чувствовали, что они кому-то нужны и знали, где можно получить помощь, волонтеры открыли в прифронтовых городах и селах 20 миссионерских центров. Миссионеры, после специальной подготовки, селятся в населенных пунктах «серой» зоны, живут среди местных жителей и оказывают им помощь.
«Наша задача сегодня – менять население и его ментальность, помогать людям по-другому увидеть мир, отказаться от ненависти, повернуть сердца к Украине, - говорят миссионеры. - Будем и дальше открывать миссионерские центры, чтобы люди не чувствовали себя брошенными и забытыми».
Волонтеров в оранжевых жилетках с надписью «Молимся за мир» теперь знают во многих населенных пунктах вдоль линии соприкосновения.
«Люди после советской власти покалечены ментально, - говорит пастор и волонтер Сергей Демидович. – Они озлоблены, многие настроены сепаратистки. Приезжаешь в прифронтовое село, на тебя смотрят со злобой. Мы их понимаем, ведь из-за войны они теряют дома и близких людей. Но когда начинаешь с местными жителями говорить, то они «оттаивают». Мы стараемся, чтобы на востоке Украины пришло желание жить по-другому».
Воспитание добром заключается не в том, чтобы что-то привезти и уехать, а сделать так, чтобы человек поверил в добро и сам захотел делать его для других.
Например, когда миссионеры раздают хлеб, они предлагают каждому взять буханку и для соседа, давая шанс сделать что-то для другого человека.
«Когда мы видим, что у кого-то разбита крыша дома, то привозим стройматериалы и говорим: «Вот тебе шифер, отремонтируй сначала крышу дома у твоей бабушки-соседки, а потом мы привезем и тебе стройматериалы», - рассказывает Сергей. – И когда этот человек делает крышу соседки и слышит от нее слова благодарности, то он ощущает, что сделал хороший поступок. Тогда люди начинают сами себя уважать».
Сергей вспоминает историю пожилой учительницы, к которой в квартиру влетела мина. От взрыва погиб сын женщины. Она сама откапывала его тело из-под завала. После этого женщина попала в больницу, сына похоронили без нее. Потом она долго ездила по кладбищам, чтобы найти могилу. Церковь «Добрая весть» отремонтировала квартиру этой женщины.
«С каждым днем ремонта соседи становились все злее, - вспоминает Сергей Демидович. - Мы сделали квартиру, но люди после этого ее возненавидели. Нам было страшно это видеть, мы испытали шок. Люди кричали на меня: «А нам ты поможешь?». Я говорю: «Я же волонтер, и не могу сразу всем помочь».
Такая же история произошла, когда верующие построили дом многодетной вдове. Односельчане ее после этого тоже возненавидели.
Проблема на Донбассе, считает пастор, в том, что люди сами себя не уважают, и только добрые дела меняют отношение к себе и окружающим.
Церковь «Добрая весть» построила уже 9 домов по канадской технологии для тех, кто нуждался в жилье. В ожоговое отделение Краматорской больницы в Донецкой области передали специально оборудованные кровати.
В прифронтовой Марьинке при поддержке протестантов вскоре начнет работать мини-пекарня, стоматологический кабинет. Постоянно в этот город привозит гуманитарную помощь пастор Сергей Косяк, которого знают уже все местные жители.
Зимой в «серую» зону везли дрова и самодельные печки «буржуйки», которые помогали людям обогреть дома.
Продакшн-студия церкви продолжает свою работу самостоятельно от российского канала, теперь она называется «МегаМост». Сергей Демидович со своей командой снимает видеосюжеты – истории тех, кому нужна помощь.
«Моя задача – не снять как журналист какую-то «горячую» или невероятную новость, а привлечь этим сюжетом тех, кто поможет героям переехать на мирную территорию или отремонтировать дом», - говорит Сергей, монтируя очередной сюжет о семье из полуразрушенного села.
Церковь «Добрая весть» в Славянске стала большим волонтерским центром, где принимают беженцев, помогают им найти жилье и пройти реабилитацию. Отсюда ежедневно отправляются машины с гуманитарным грузом в прифронтовые населенные пункты, где их уже ждут те, кто нуждается в поддержке Украины.
В статье использованы фотографии миссионеров церкви «Добрая весть».