Фотограф работала в Дебальцево, Углегорске, Счастье, Красноармейске (ныне Покровск), Лисичанске, Димитрове (ныне Мирноград). Все снимки были сделаны на территориях, подконтрольных украинской власти, в зоне АТО или рядом с линией боевых действий. Проект получил название «Победы побежденных».
«Мы слышали, что историю пишут победители, – говорит о проекте Евгения Белорусец. - В корне выставки лежит вопрос, какую историю мы читаем. Можем ли мы прочитать историю, написанную побежденными? Останутся ли они побежденными, если станут авторами истории, нашей общей истории? Что такое быть побежденными в этой ситуации? Есть ли вообще победители в данной социальной, экономической политической ситуации в Украине?».
Евгения Белорусец с 2014 года через объектив своего фотоаппарата исследовала работу предприятий прифронтового Донбасса – результат двухлетней работы разместился в нескольких залах Национального музея имени Шевченко в Киеве.
Выставка встречает посетителей снимками разрушенных зданий в Углегорске, мрачными панорамами предприятий, тяжелыми индустриальными пейзажами.
Дальше размещены портреты рабочих – шахтерских смен, горняков на отдыхе, людей, трудящихся на поверхности. Уставшие, веселые, задумчивые, улыбающиеся – и все очень светлые.
Немного шокирует темный зал с фотографиями, сделанными в бане одной из шахт. Женщины, работницы шахты, позволили фотографу снимать их в бане без одежды, абсолютно не стесняясь. По словам фотографа, эта шахта была обречена на закрытие. А откровенные фотографии с одной стороны показывают пограничное состояние, в котором находятся рабочие, с другой – ранимость человека без знаковой системы рабочей одежды, которая его делает тем или другим.
В последнем зале посетителей ждет подборка фотографий об истории шахтерских протестов в 90-х годах прошлого века. На как будто случайно вырванных кадрах изображены митинги, акции, выступления горняков с 1990 по 1999 годы. В центре расположены кадры, снятые в Луганске в 1998 году, когда милиционеры избили протестовавших горняков. Все фотографии шахтерского движения были предоставлены для выставки Независимым профсоюзом горняков Украины.
«Когда я работала над архивами и изучала прессу с 90 по 99 год, то изначально мы планировали сделать инсталляцию с газетами, - рассказала фотограф. - Меня поразило, что когда местная пресса Луганщины сообщала о шахтерских протестах, голодовках, готовности к радикальным акциям – в киевской прессе об этом не было ни слова. И я понимаю, что какое-то умолчание этих важных процессов было всегда. И на мой взгляд, все эти события – нарушения прав человека, крайнее насилие - предвосхитили трагедию последних лет, трагедию войны».
Также Евгения Белорусец рассказала, что многие шахтеры Донбасса убеждены — Украина получила независимость благодаря шахтерскому движению.
«Горняки считают, что Украина стала независимой благодаря шахтерскому движению, и что они непосредственно участвовали в создании страны, - поделилась автор выставки. - Мне кажется, это большая группа с большим демократическим потенциалом. Они чувствуют свою связь со страной и необходимость какой-то инициативы».
По словам художницы, идея исследовать работу предприятий Донбасса появилась у нее еще до начала военного конфликта, когда она снимала рабочих на западной Украине. Отправляясь на уже охваченный войной Донбасс в августе 2014 года, девушка готовилась увидеть разрушенные предприятия, остановившуюся жизнь – новости передавали происходящее на востоке именно так.
«Я представляла себе остановившуюся жизнь, полулегальное, полудикое существование, какие-то островки реальности в разрушенном мире, — рассказала фотограф журналистам ИА «Вчасно». – Конечно, я ощутила дыхание войны, но я поняла, что все, что я знала о Донбассе, оказалось огромной ложью. Там продолжается жизнь, работают предприятия, больницы, школы, и работают те предприятия, где аварии, вызванные боевыми действиями, могут привести к массовым жертвам».
А в перерывах между обстрелами, по словам художницы, на улицы выходят молодые мамы с колясками.
«Я подходила к людям на улицах, - говорит Евгения Белорусец. – Некоторые смотрели на меня с ненавистью, когда слышали слово «Киев». Но все они, как бы они на меня не смотрели, пытались что-то сказать. Они говорили: «Вы передайте там, в Киеве...». С этого начинался любой разговор с любым человеком. И я поняла, что готовность говорить и желание говорить - это презумпция совсем другой позиции по отношению к этим событиям, чем то, что мы представляли себе в Киеве. Ведь, чтобы человек не испытывал, если он хочет что-то сказать, донести свою позицию, значит он хочет объединяться».
По словам Евгении, в августе 2014 года жители Дебальцево говорили ей о своих страхах, надеждах,
«Больше всего я запомнила разговор с одной супружеской парой, которая мне сказала: «Мы не хотим уезжать, мы не будем уезжать», вспоминает фотограф. — А я им говорила: «Уезжайте, уезжайте».
Причем я чувствовала себя ужасно, потому что я понимала, что не имею права этого говорить. Я приехала в город не надолго и не имею права требовать у людей, которые всю жизнь здесь живут, чтобы они уехали. И они вместо того, чтобы отвечать на мой вопрос, подвели меня к огромному бассейну и сказали: «Вот, понимаете, разрушили наш бассейн, это культурный центр города, здесь столько всего происходило, мы так любили наш бассейн. Как вы думаете, его восстановит Украина или уже никогда не восстановит. Наша страна вообще что-то восстанавливает?».
И вот этот страх, что то, что было разрушено войной, может быть никогда не восстановлено по какому-то молчаливому приговору равнодушной страны, этот страх сильно мне передался и вызвал у меня огромное сочувствие. Наше общество научилось отсекать ненужное, научилось находить врага, пятую колонну. Но можем ли мы восстанавливать взаимосвязи, доверие, и в конце концов, просто бассейны, где люди могут плавать и проводить время?»
Все интервью, собранные во время поездок по прифронтовому Донбассу, фотограф намерена издать в книге, которая выйдет уже в конце этого года.
Евгения Белорусец, побывав на Донбассе, поняла — шахты являются своеобразным символом этого региона.
«Когда я планировала работу над проектом, я намеревалась исследовать работу государственных предприятий, но я не думала именно о шахтах, - рассказала фотограф. – Но я быстро поняла, что шахты играют для Донбасса какую-то особенную роль. Это в чем-то символические для этой территории предприятия и одновременно они подкрепляют безумные мифы, связанные с Донбассом».
Девушка заявила, что с помощью своих работ хотела бы разрушить мифы, из-за которых многие украинцы не видят истинного положения дел в регионе.
«Моя выставка о том, что все мы не видим огромную часть жизни в Украине – не видим военные действия, не видим гигантскую территорию труда — плохооплачиваемого, непростого, мы лишаем субъектности огромное количество людей, сделавших труд частью своей биографии, - говорит Евгения. – Мы даже начинаем придумывать об этих людях разные легенды, что они не хотят учиться, что они какие-то не такие. Мои работы направлены против этих фантазий. Фотография – документ, разве документ не разрушает ваши фантазии? Посмотрите в лицо действительности!»
Архитектор Иван Мельничук, также работавший над созданием выставки, отметил, что для него этот проект прежде всего рассказ о людях.
«Кривая плоскость, которая встречает посетителей индустриальным пейзажем, как бы олицетворяет искаженное восприятие обществом ситуации, которая сложилась на Донбассе и искаженный взгляд на людей, которые проживают на освобожденных или оккупированных территориях. Они остаются такими же людьми, как и те, чьи территории никто не пытался оккупировать. И я считаю, что мы должны к ним относиться как любым обычным нашим согражданам».
Специальным гостем на открытии выставки стала Вера Ястребова – инициатор организации «Гражданский контроль труда» и участница нескольких правозащитных инициатив на Донбассе.
На одной из фотографий выставки представлен и портрет Веры Ястребовой — в забое.
«Этот снимок был сделан на шахте «Привольнянская» в городе Приволье, - рассказала правозащитница. – Евгения Белорусец предложила посмотреть, как работают шахтеры. Это оказалось очень страшно – ржавая клеть, сапоги 40 размера – это самый маленький размер, который был. Мы спустились вниз и увидели, как работает бригада – они отбойными молотками рубили уголь, продвигались и закрепляли выработку крепью, собирали уголь и переносили на ленту. Дефицит кислорода, ограниченное пространство, тяжелейший труд – для меня это стало потрясением. Говорить о том, что шахтеры получают много, может только тот, кто ни разу не был в шахте».
Девушка в данный момент работает юрисконсультом на ГП «Лисичанскуголь».
По словам Ястребовой, сейчас на Донбассе социальное напряжение достигло пика, а руководители угольных предприятий угрозами удерживают горняков от акций протеста.
«Напряжение в регионе катастрофическое, - говорит правозащитница. – Шахтеры, вот те самые, которые на фотографиях улыбаются и каждый день спускаются в темноту, чтобы обеспечить энергобезопасность страны, не получали зарплату по 5 месяцев. Руководители угольных предприятий принимают все меры, которые могут сдержать социальный взрыв. Если люди пытаются выходить на какие-то забастовки, акции неповиновения, их сразу запугивают».
При этом девушка уточнила, что приводит данные только по ГП «Лисичанскуголь». Но все же такая ситуация сегодня характерна и для других угольных предприятий Украины.
Узнать все о настоящей реальности горняков Донбасса и увидеть фотографии выставки «Победы побежденных» можно в Киеве в Национальном музее Тараса Шевченко до 4 сентября.