Фенольный завод в Новгородском Донецкой области
Ситуацию по возможной экологической катастрофе на Донбассе изучали журналисты ИА «Вчасно» в рамках проекта, который осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады.
Поселок городского типа Новгородское относится к Торецкому горсовету Донецкой области. Здесь проживает 12890 человек, а градообразующим предприятием, где работает 700 местных жителей, является фенольный завод. Единственная железнодорожная станция в поселке так и называется – «Фенольная».
Здесь люди живут не только в нескольких километрах от линии фронта, которая постоянно находится под обстрелами, но и на грани экологической катастрофы, в результате которой в реки и воздух могут попасть фенолы и фенольные соединения.
Фенол и его производные без труда проникают в организм человека через кожу и желудочно-кишечный тракт, а пары фенола — через легкие. При прямом попадании на кожу эти вещества вызывают ожоги. Вредны также и испарения химиката.
О вреде фенола стало широко известно после скандала в конце 90-х годов прошлого века, когда жители некоторых экспериментальных домов в Москве, построенных в 70-80-е годы, стали жаловаться на здоровье.
В бетон, который использовали при строительстве таких домов, добавляли фенолформальдегид. Он обеспечивал быстрое затвердение и таким образом сокращал сроки сдачи домов. Также дома были утеплены стекловатой, пропитанной фенолформальдегидными смолами. Фенольные испарения привели к тому, что жители таких домов стали болеть аллергией, онкологией, болезнями почек, глаз, дыхательных путей.
Специалисты уверяют, что отравление фенолами – и острое, и хроническое – представляет реальную угрозу не только здоровью, но и жизни человека. Поэтому нависшая над Донбассом экологическая катастрофа беспокоит жителей Новгородского и Торецка.
В технологическом процессе фенольный завод в Новгородском Донецкой области использует отстойники, в которые собираются химические отходы. Таких сооружений тут три, и находятся они в нескольких сотнях метров от жилых домов.
Один из шламонакопителей фенольного завода в Новгородском Донецкой областиПо данным Дзержинского (Торецкого) городского филиала областного лабораторного центра санэпидслужбы, в шламонакопителе 1-й очереди хранятся 271 тыс. тонн химических отходов третьего класса опасности.
В шламонакопителе 2-й очереди хранятся химические отходы четвертого класса опасности - 500 тыс. м3 или 404 тыс. тонн шлама карбонатного.
Бить тревогу в Новгородском стали по поводу дамбы шламонакопителя 3-й очереди. Хранилище содержит 510 тыс. м3 опасных химических отходов, но его эксплуатация и обслуживание затруднены из-за боевых действий.
Сам же шламонакопитель расположен в двух километрах от жилой застройки, практически на линии разграничения.
«Мы первые начали поднимать эту проблему, потому как знаем, чем грозит прорыв дамбы, - рассказала ИА «Вчасно» секретарь Новогородского поссовета Татьяна Красько. – Решение вопроса затруднялось еще и тем, что поселок относится с Торецкому горсовету, а земли к Ясиноватскому району (оккупированному на данный момент, - ред.)».
Тем не менее, удалось добиться того, что в январе этого года сотрудников фенольного завода и госсанэпидслужбы допустили к осмотру шламонакопителя. Было установлено, что отстойники 1-й и 2-й очереди находятся в удовлетворительном состоянии.
А вот на наружной стороне дамбы 3-го шламонакопителя был обнаружен размыв грунта и неисправность трубопровода обратной подачи осветленной воды. Выполнить рекомендации по устранению выявленных повреждений оказалось невозможным из-за боевых действий.
В это же время украинскими саперами был осмотрен участок площадью 1,5 га и изъят один минометный снаряд 82 мм, артиллерийский снаряд 23 мм и еще пара других боеприпасов.
Секретарь Торецкого горсовета Юрий Евсиков«Отстойники находятся в километре от линии соприкосновения, - рассказал секретарь Торецкого горсовета Юрий Евсиков, который после ареста мэра Владимира Слепцова выполняет функции градоначальника. - В 2014 году были неоднократные обстрелы территории артиллерией, минометами, были попадания, как в сам накопитель, так и в дамбу. После того, как стало известного о критическом состоянии дамбы, искали способы добиться разрешения на проведение восстановительных работ».
Чтобы привлечь внимание к проблеме, на месте сообща писали письма во все возможные инстанции – били тревогу. Обращались как от поссовета Новгородского, горсовета Торецка, так и от администрации фенольного завода.
В качестве доказательства Юрий Николаевич демонстрирует копии обращений в Донецкую облгосадминистрацию, Министерство экологии и природных ресурсов, профильный Комитет Верховной Рады, главе ГСЧС Украины, министру обороны, министру по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ, заместителю руководителя Константиновской городской прокуратуры, первому заместителю главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, секретарю РНБО, премьер-министру и президенту.
Что касается ответов, то они были обобщенными и зачастую сводились к рекомендательному характеру – обратитесь в СЦКК и согласуйте дату, когда можно будет провести ремонтные работы.
Таяние снега и весенние дожди еще больше усложнили ситуацию – уровень жидкости в отстойнике поднялся и превысил норму, а вот откачивать воду было нечем, так как трубопровод поврежден.
Чтобы не произошло катастрофы, необходимо провести работы по укреплению дамбы. Многочисленные обращения в СЦКК возвращались с одним и тем же результатом - «добро» дает лишь украинская сторона, а российские генералы предпочитают не замечать проблему. Причина – противник считает, что таким образом украинские военные хотят якобы провести работы по укреплению своей линии обороны.
Лишь один раз удалось вызвать резонанс по этой проблеме, когда Торецкий горсовет обатился к народному депутату Дмитрию Тымчуку, который 11 мая текущего года на своей странице в Фейсбук описал катастрофическую ситуацию:
«Мои депутатские запросы по данной проблеме уже отправлены в соответствующие инстанции, - отметил Тымчук. - Однако уверен, что без общественного резонанса и они будут иметь тот же результат, что и обращения Торецкого горсовета в госструктуры – то есть нулевой. Напомню: в случае катастрофы только под первый удар попадут не менее 13 тысяч гражданского населения. Все результаты возможной трагедии не предскажет никто».
В конце весны – начале лета долгожданное разрешение на ремонт дамбы было получено от обеих сторон. До 7 июля удалось заменить 200 метров трубопровода и частично подсыпать дамбу глиной. Для того, чтобы укрепить 170 метров дамбы, было завезено и спланировано 600 куб. метров глины, но полностью завершить работы не удалось. Для того, чтобы разрешить вопрос с состоянием дамбы, необходимо укрепить еще около 200 метров, а на выполнение работ необходимо около двух недель. Но в настоящее время разрешение на въезд к шламонакопителю по-прежнему запрещен.
«В случае прорыва дамбы шламонакопителя все содержимое выльется в накопитель ЦОФа, - рассказал корреспонденту ИА «Вчасно» бывший сотрудник завода Сергей Павлович. – Если вторая дамба выдержит, то хорошо, а в противном случае химикаты потекут в балку «Железная» и в реку Кривой Торец. Показатели по загрязнению химическими веществами второго, третьего и четвертого уровней будут просто зашкаливать. После Кривого Торца загрязненная вода попадет в реку Северский Донец и может дойти до моря».
Тем временем, начались осенние дожди, и под угрозой оказывается неоконченная работа на дамбе – дождевые потоки могут размыть глину, которую не успели спланировать и утрамбовать. Кроме того, необходимо выполнить нивелировку, замерить высоту дамбы и выяснить, сколько там реально находится отходов. Каждый день отсрочки ремонта дамбы несет в себе угрозу экологической катастрофы для региона.
63-летний Анатолий Георгиевич на фенольном заводе проработал 28 лет, и ситуацию с дамбой и отстойниками знает не понаслышке. Эта дамба и в советское время нуждалась в ремонте и постоянном уходе, вспоминает пенсионер.
Если содержимое отстойника попадет в реку Кривой Торец, это будет катастрофа для всей Украины. Одна тысячная миллиграмма концентрированных отходов на литр воды способна убить все живое, утверждает собеседник.
«Я сам живу на бугре, в случае порыва дамбы все это потечет мимо моего дома вниз», - говорит бывший сотрудник фенольного завода.
Житель Новгородского вспоминает случай, когда в 2014 году снаряды попали в шламонакопитель, и от этого загорелся сам отстойник: кроме жидкости на поверхности есть слой масла, который и вспыхнул. Огромный столб дыма было видно издалека, а продукты горения оседали на поселок. На тот раз хорошо сработали спасатели, которые оперативно приехали и потушили огонь в течение нескольких часов.
Местные жители опасаются последствий возможной техногенной катастрофы. О проблеме с дамбой фенольного завода Ирина прочитала в интернете. Сейчас молодая женщина не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком. Когда в 2014 году начались болевые действия, семья выехала из родного поселка – сначала во Львов, потом в Россию. В октябре 2015 года вернулись домой. Но, оказалось, и тут их поджидает опасность.
«Все боятся, что может произойти, но никто ничего не делает, чтобы предупредить надвигающееся экологическое бедствие, восстановить дамбу», - возмущается Ирина.
В Донецком областном департаменте экологии и природных ресурсов подтверждают потенциальную опасность объекта фенольного завода. Однако точных сведений о количестве химических отходов у экологов нет – отвечающим за это направление структурам необходимо побывать на месте и взять пробы грунта и воды.
Но так как из-за военных действий на дамбу не пускают, сделать это пока проблематично. В отстойниках хранятся опасные составляющие химических отходов – фенолы, фенольные соединения, серная кислота, формальдегиды, нефтепродукты, смолистые вещества, нафталин и многое другое. Попадание этих веществ в почву и воду может привести к экологической катастрофе, последствия которой поставят под угрозу жизнь в Донецком регионе.
Материал создан и опубликован в рамках проекта, который осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады.