Куда бежать от войны семья Валентины Гартовиной долго не думала – осталась в Донецкой области, на контролируемой правительством территории. Тут в маленьком шахтерском городке — тихом, с неспешным ритмом жизни, они начали строить жизнь заново.
ИА «Вчасно»: Потеряв все в Донецке, был у тебя момент, когда опустились руки?
Валентина Гартовина: Да, первые полгода, когда приехали, было тяжело. Но сейчас мы уже это отпустили, и я теперь не хочу возвращаться.
Есть люди, которые ищут выход из сложной ситуации, а есть те, кто считает, что им кто-то что-то должен. Вот они сидят и ждут, пока тот, кто им должен, организует для них что-то. В начале я тоже пару раз ходила за гуманитарной помощью, постояла там в очереди, послушала крики и скандалы в течение целого дня. Это унижение, потому что чувствуешь себя попрошайкой. Решила, что лучше я сама заработаю эти деньги, и не стала больше ходить за помощью. Но многие люди уже третий год ходят за продуктами, деньгами, другой помощью. Я знаю тех, которые только за счет этого и живут.
- Потеряв работу в Донецке, ты пыталась трудоустроиться на новом месте жительства?
- Да, написала пару резюме в организации на должность экономиста, прошла собеседование, но поняла, что не хочу работать на кого-то за такую маленькую зарплату.
До этого у меня было 9 лет стажа - работала в земельном кадастре, в ВГСЧ начальником отдела. Раньше у меня была высокая зарплата для Донецка.
- Ты именно тогда решила заниматься собственным делом?
-Не было такого, что я вот решила и начала заниматься бизнесом. Еще до войны в Донецке я увлекалась для себя мыловарением. Но это было на уровне хобби. А после переезда стала заниматься этим больше. Меня поддержал муж. Потом у меня появились первые продажи мыла собственного производства.
- Как ты искала своих первых клиентов, ведь на новом месте жительства практически не было знакомых?
- Открыла интернет-магазин «Soapbysoap» , где продавала мыло, свечи и косметику собственного изготовления. Рекламировала продукцию тоже в интернете, в основном в соцсетях. Так люди стали покупать мое мыло, хотя цены у меня не низкие, если анализировать рынок. Но у меня огромный ассортимент, такие в Украине есть у пары мастеров и все. Стараюсь всегда предлагать что-то новое и интересное – ежемесячно ввожу около 20 новых товаров. Для этого вкладываю деньги в новые 3Д формы для мыла и свечей – это недешево, но стоит того. Через время у меня стали появляться клиенты не только через интернет.
- Начать свой бизнес после того, как ты многого лишился, непросто. Валентина, где ты нашла финансирование для организации своего бизнеса?
- Частично помогал муж, часть я зарабатывала сама на продаже мыла. Первое время основной доход был только в праздники. Также писала 4 заявки на грант, по одной из них выиграла и смогла купить оборудование для производства свечей. Так получила еще одну возможность расширить свой ассортимент товаров. Доход, полученный от продажи мыльной продукции, я вкладываю в новые идеи для своего интернет-магазина и хочу со временем открыть мастерскую.
- А насколько перспективно сегодня заниматься мыловарением? Это дело может приносить достойный доход?
- Все зависит от того, как работать в этом бизнесе. Доход в мыловарении может быть от 3 тысяч и до 20 тысяч гривен. Чтобы зарабатывать, нужна постоянная ежедневная работа — поиск новых клиентов, реклама, внешний вид товара, расширение ассортимента, новые тенденции на рынке и много других аспектов, за которыми нужно постоянно следить. Также важно постоянно быть в тренде.
У меня есть знакомые, которые меня жалеют и говорят: «Ну что там она может на этом заработать? Это же хобби, кто там у нее покупает?». Хотя на самом деле, сейчас я достойно зарабатываю.
- В чем заключаются трудности этого бизнеса? И как ты с ними справляешься?
- Это сезонный бизнес, пик активности приходится на праздники — Новый год, 8 марта, 14 февраля. Также хорошие продажи могут быть на каких-то мероприятиях. В остальное время нужно потрудиться, чтобы поддерживать бизнес. Поэтому я стала развивать направление натуральной косметики и производство свечей. Например, сейчас готовлю к летнему сезону свадеб тематические свечи.Также у меня есть подарочные наборы к юбилеям, дням рождения. В этом бизнесе важно расширять ассортимент.
- Среди твоих знакомых переселенцев есть такие, кто тоже начал свое дело, но не справившись с трудностями, закрыл его?
- Я таких не знаю. Кто уже начал свое дело, тот потом его не бросает. Знакома с одним начальника милиции, который из Донецка переехал в Днепропетровскую область, купил там землю и теперь успешно занимается сельским хозяйством. Также переселенцы занимаются выпечкой хлеба, пошивом одежды, производством игрушек, парикмахерскими услугами, организацией фитнеса, открыли школу танцев и многое другое. И эти люди уже не думают о возвращении в Донецк, так как они реализовались на новом месте.
- Что помогает тебе и другим активным переселенцам, кто стал частным предпринимателем, добиваться успеха?
- Я столкнулась с тем, что люди, которые не испытали таких проблем как мы – вынужденный переезд, потеря работы и прочее, постоянно чем-то недовольны, говорят, что им чего-то не хватает.
На самом деле многие вещи надуманы, и они не главные. Например, мы 4 раза уже переезжали, и сейчас вот живем в доме, где нет кухни. Но для нас главное – заниматься любимым делом.
Вот люди идут на работу и говорят: «Опять, работа», а мне даже в выходные хочется что-то делать, потому что работа интересная. Когда тебе нравится то, чем ты увлечен, то со временем это вырастает во что-то более серьезное.
- Валентина, как ты планируешь дальше развивать свое дело?
- Я хочу сделать мастерскую открытого типа, для наглядных мастер-классов по мыловарению, созданию свечей и натуральной косметики. Хочу, чтобы приходили люди не только учиться, но и делиться своими знаниями по разным видам творчества. В мастерской можно будет продать и приобрести товары хенд-мейд.
- Таких переселенцев как ты, кто самостоятельно восстанавливает свою жизнь, много знаешь?
- Знаю несколько человек. Среди них много тех, у кого до войны был бизнес – они знают, как работать и умеют это делать. Эти люди реально понимают, что им нужно детей поднимать, самим на ноги становится. Кто им это даст? Правительство сейчас не в состоянии это обеспечить. Те 800 грн, которые платят переселенцам, не дадут такой возможности. Я уже с ноября не получаю этих денег, и у меня уже нет сил ходить и разбираться, постоянно что-то доказывать. Приходишь в соцслужбу, а там сидит девочка 18-лет или бабушка, смотрят на тебя и рассказывают – что ж вы сюда приехали, или претензии какие-то высказывают, как-будто должны заплатить тебе из собственного кармана. День тратишь впустую, я за это время могу сделать больше полезных вещей. Поэтому я перестала ходить и оформлять эту мизерную помощь.
-Кроме своего бизнеса ты находишь еще время и на общественную активность и участие в различных событиях. Что тобой движет?
- Мы приехали из Донецка, где каждый день в городе было творческое мероприятие и не нужны были деньги, чтобы на него пойти – все было доступно и открыто. Мы привыкли к различным мероприятиям, встречам. А тут, в Мирнограде и Покровске, все было тихо. И очень хотелось что-то изменить в такой размеренной жизни городов.
- Получилось?
- Да. В последнее время в городах стали проводить много мероприятий, мастер-классов. И если раньше люди просто приходили посмотреть, то теперь спрашивают: «А когда еще что-то будет?».
- Сегодня ты часто возвращаешься в мыслях к жизни до войны?
- Уже нет. До войны я жила в Донецке и никуда не выезжала, у нас было все – хорошая медицина, образование, культурные мероприятия. Да, я многого лишилась, но благодаря этому я нашла для себя любимое дело, которым мне интересно заниматься и хочется развивать. Я стала много ездить по стране, за последний год побывала в разных городах Украины и открыла для себя новые возможности.
Публикация создана в рамках Проекта, который осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады.
Материал создан и опубликован в рамках проекта, который осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады.