«Расстреливали нас всем, чем могли», - в Киеве вспоминали защитников Дебальцево

Два года назад, 18 февраля, группировку украинских войск вывели с дебальцевского плацдарма, при многомесячной обороне которого погибли несколько сотен бойцов ВСУ, Нацгвардии и добробатов. 

В память о погибших защитниках Дебальцево в Киеве прошло шествие, в котором приняли участие бойцы, участвовавшие в операции, волонтеры, родственники погибших, передает коррепондент ИА «Вчасно».

Бойцы прошли по Киеву под флагами боевых подразделений, защищавших плацдарм. По словам организаторов мероприятия, шествие и памятный концерт на Софиевской площади они провели, чтобы вспомнить тех, кто погиб во время обороны, и сказать спасибо тем, кто вышел живым.

«Дебальцевский плацдарм украинские войска защищали несколько месяцев, и наиболее тяжелыми были последние недели обороны, - рассказала журналистам ИА «Вчасно» представительница Союза ветеранов АТО Соломенского района Киева Евгения Пушкаурук. - По статистике проекта «Стена народной памяти», который имеет наиболее полную базу, за последний месяц обороны Дебальцево погибли 266 защитников Украины».

Али,боец 30 механизированной бригады Али,боец 30 механизированной бригадыБоец 30 механизированной бригады с позывным «Али» поделился с журналистами воспоминаниями о боях на Дебальцевском плацдарме. Туда он попал в январе 2015 года.

«Мы стояли в Каменке, южнее Дебальцево, - рассказал ветеран. - Боевики зашли, мы потеряли половину села, перегруппировались и держались еще неделю. Это была практически круговая оборона -  у нас оставалась дорога на Ольховатку и мы старались ее удержать, чтоб было сообщение».

По словам бойца, боевики несколько дней штурмовали село, а затем просто стерли его с лица земли из артиллерии.

«У боевиков очень простая тактика -  они ведут на убой пушечное мясо, - говорит Али. – Шли шеренги под пулеметы, мы их просто расстреливали. После этого они накрывали нас «артой» и вывозили трупы «Уралами». На убой вели местных «ополценцев», а вот спецназ и все командиры у них – кадровые российские военные. Мы их слышали, у них чистый московский говор, у нас такого нет».

Боец рассказал, что когда боевикам не удалось взять украинские позиции штурмом, они отвели танки подальше и начали расстреливать село.

«От Каменки осталась выжженная земля, маленький сталинград, - вспоминает Али. - Расстреливали нас всем, чем могли. Меня ранили 14 февраля - поздравил танк. Мы отходили вглубь села, потому что не было смысла стоять на передовых позициях, и я при отходе получил ранение. Две ноги, одна рука, год восстановления, 10 операций. Заново учился ходить, дали инвалидность, но думаю снимут».

Рядом с колонной бойцов шли и родственники тех, кто погиб под Дебальцево.

Родители майора Олега Стукало приехали в Киев из Черкасской области – они надеялись встретить побратимов погибшего сына, которые вместе с ним выходили из окружения.

«Он кадровый военный, - рассказали они, - замкомандира механизированного батальона 128 мукачевской ОГПБр. Они стояли под Дебальцево. Когда там такие страшные бои шли, он нас по телефону успокаивал. Говорил: «Не смотрите телевизор, все тут нормально». Он был настоящий патриот, до конца выполнил свой долг».

18 февраля офицер не позвонил родителям, они до вечера ждали звонка. А на следующий день им сообщили, что  при выходе из окружения в кабину, где ехал майор, попал снаряд. Тело офицера родные получили лишь в марте – его обменяли на боевиков.

«Ездили в Днепропетровск, опознали его, -  пожилые люди с трудом сдерживают слезы. - 12 марта его похоронили. Мы хотим найти тех, с кем он служил последние дни, тех, с кем выходил. Он был очень порядочный, настоящий офицер, патриот. Он говорил нам – я своих ребят подготовил, я их не оставлю. Мы хотим увидеть его побратимов, но никого не нашли. Может они тоже не вышли? Мы не знаем».

Военный психолог Юлианна Ткаченко пришла на марш, чтобы увидеть тех бойцов, которым она помогала после выхода из-под Дебальцево.

«Я работала в организации «Ладони ангела» волонтером, занималась психологической реабилитацией, - рассказала девушка. – Я надеялась встретить тут бойцов, с которыми работала, но не вижу тут никого из них. В те дни с дебальцевского плацдарма они поступали в очень тяжелом психологическом состоянии, в ужасном. Я не имею права рассказать больше, но должна отметить, что государство обязано заниматься психологической реабилитацией. Каждый из тех, кто приходит с войны чувствует себя брошенным своей же страной».

Девушка поделилась опасениями, что некоторых из тех бойцов, кому она помогала, возможно уже нет в живых.

«Помощь им нужна постоянно, - сказала психолог. – Я не располагаю точными цифрами процента суицида среди ветеранов, но думаю, что через год-два он в нашей стране будет достаточно высок. И даже среди тех бойцов, которые были на сегодняшнем шествии есть те, кто уже на грани. Как психолог, могу сказать, что по лицу можно прочитать все эмоции которые человек переживает и увидеть, в каком он состоянии».

Колонна военных прошла по Киеву от КМДА до Софиевской площади, где состоялся памятный концерт.

Мероприятие было организовано Союзом ветеранов АТО Соломенского района Киева, Ассоциацией народных волонтеров Украины, киевским городским союзом ветеранов АТО и ГО «Патриотическое движение «Сечевые стрельцы».

Позднее на площади начался концерт, на котором выступили Светлана Тарабарова, «Гайдамаки», «Антитела», Олег Скрипка.

2024 © Інформаційне агентство «Вчасно» — новини Донбасу.
2024 © ГО "Медіа-Погляд".

Права на всі матеріали належать ГО "Медіа-Погляд" (якщо не вказано інше) та охороняються Законом України «Про авторське право і суміжні права». Усі текстові матеріали поширюються відповідно до ліцензії CC BY-NC-ND 4.0.

Сайт створено за підтримки DW Akademie

Розроблено iDev