Дискуссию инициировали Аналитический центр «CONKORDO» совместно с Донецким пресс-клубом, сообщают журналисты ИА «Вчасно».
Доктор исторических наук и волонтер движения «Деоккупация. Возвращение. Образование» Елена Стяжкина заявила о том, что такие понятия, как сепаратизм и реинтеграция Донбасса навязываются Украине политическими реваншистами и Кремлем. Для правильного подхода к ситуации, по мнению Елены Стяжкиной, следует говорить именно о деоккупации и коллаборационизме.
«Слова очень важны, - подчеркнула ученая. - Мы можем говорить про деоккупацию, но не про реинтегрцию, потому что Донбасс не деинтегрировался. Мы можем говорить о коллаборационистах, но не о сепаратистах. Потому что там где нет российских «градов и российской армии – нет и сепаратизма».
При этом, по словам Стяжкиной, те, кто предлагает работать в направлении реинтеграции и десепаратизации Донбасса – навязывает Украине ирландский сценарий.
«На самом деле ирландского сценария не существует и не существовало, - заявила Елена Стяжкина. - Но за 20 лет мы можем получить Ирландию, а должны получить Единую Украину. Такую, как нам нужно, а не такую, как нужно реваншистам и Кремлю, которые выстраивают нам сепаратизмом так называемым минное поле на будущие 20 лет».
Доктор наук предложила к уже действующему закону об амнистии для боевиков, не совершивших тяжких преступлений, принять закон о коллаборационизме, который позволил бы жителям, оставшимся на оккупированных территориях, очистить свое имя после возвращения земель под контроль Украины.
«Мы думаем, что амнистия — это очень хорошо, это то, чего требуют минские соглашения, - отметила Елена Стяжкина. - Но амнистия от чего, за что? Может, в пакете с амнистией нам нужен закон про коллаборационизм, который бы снял вину с тех, кто не виноват. Но четко прописал бы не уголовные, а административные, гражданские наказания для тех, кого нужно наказать. Если мы примем такой пакет, то мы снимем тавро с людей, а главное, избавимся от минного поля кремлевского сепаратизма, навязанного Украине».
Консультант комитета ВР по вопросам прав переселенцев и деоккупации Елена Маленкова рассказала о том, что на оккупированных территориях многие жители ждут возвращения под контроль Украины и акцентировала внимание на том, что в сложившейся ситуации самое страшное — это «презумпция виновности» или «коллективная вина жителей Донбасса».
«Я созванивалась вчера со знакомой, пожилой женщиной из Донецка, - рассказала консультант ВР. – Она говорит о том, что куда бы она не зашла – в парикмахерскую, в стоматологию, везде и у всех там один вопрос – когда уже это все закончится. Там живут люди, которые ждут украинскую власть и приближают победу. Поэтому в сложившейся ситуации самое страшное — это говорить о «презумпции виновности» или «коллективной вины жителей Донбасса». Это недопустимо».
Елена Маленкова подчеркнула, что в течение 25 лет в Донбасс беспрепятственно допускалась российская пропаганда, более того, регион был практически отдан криминальным олигархическим кланам и то, что происходит сейчас – результат безответственности властей.
Олеся Цыбулько, советник министра Министерства по вопросам временно оккупированных территорий, сообщила, что в ведомстве не пользуются термином «деоккупация», применяя вместо него понятие «построение мира». Кроме того, сотрудники Министерства подчеркнули, что в настоящее время неясно, когда и каким путем произойдет деоккупация захваченных боевиками территорий Донбасса.