Лилия Кислицина / фото из личного архива
ИА «Вчасно»: Лилия, как вы из журналистики попали в сферу производства и политику?
Лилия Кислицина: 15 лет я работала в СМИ и мне нравилась журналистика. Потом показалось, что все медиа стали слишком коммерческими, начали выполнять функцию чьего-то «рупора», обслуживать не общество, а интересы своих владельцев. Поэтому я решила сменить деятельность и ушла в производство. В этой отрасли чувствовала себя комфортно.
Кроме того, с 2002 года активно занимаюсь общественной деятельностью. 2014-й стал для всех переломным — каждый должен был подумать, что он может сделать для Украины, чтобы она состоялась как экономически стабильное государство. Ведь у нашей страны для этого огромный потенциал, в том числе — человеческий.
В тот момент я для себя поняла — чтобы по-настоящему влиять на ситуацию, нужно идти в политику. Мне и сегодня этот шаг кажется абсолютно логичным и единственно возможным для меня.
— Вы видели в то время, что и другие женщины Донбасса были готовы к изменениям?
— Этот кризисный период показал, что наши женщины могут собраться и вытащить из сложной ситуации не только свою семью, а и армию, быть оберегом для Украины.
— Каким образом женщины Донетчины это проявляли?
— Меня поразило, что на первые проукраинские митинги в 2014-м году в Краматорске вышли в основном женщины и люди с инвалидностью. Позже к ним присоединились мужчины.
Мне кажется, женщина может очень быстро ориентироваться. Тогда именно женщины не побоялись выйти с протестом против сепаратистов.
Также меня впечатляет волонтерская деятельность украинок. Помогая армии, они не боятся ездить в АТО на передовую. Это показатель смелости и социальной ответственности наших женщин.
У меня появились знакомые, которые несут службу на передовой. За последние 4 года, благодаря работе общественных и международных организаций, наших женщин-политиков, были учреждены 400 военных специальностей, и украинки обрели новые профессии в армии.
Уверена, что в скором времени у нас станет больше женщин-офицеров, в том числе генеральского ранга. И очень возможно, министром обороны в Украине тоже будет женщина. В самых передовых европейских странах этот пост занимают как раз они.
— Вы вошли в состав депутатов Краматорского горсовета и теперь, имея опыт в местной политике, можете сказать — сложно ли женщинам реализовать себя в этой сфере?
— Женщине в Украине сложно реализовать себя не только на этом поприще. От нее всегда требуют доказать свою состоятельность конкретными делами. Только после этого к ней будут относиться серьезно.
Меня вдохновляет, как слаженно работают женщины-депутатки в нашем парламенте, которых в сегодняшнем составе всего 12,6%. Но это очень эффективное меньшинство! Чтобы быть услышанными и действовать сообща, они создали межфракционное объединение.
Благодаря им, была достигнута квота на выборы в местные советы: среди кандидатов в депутаты теперь должно быть не более 70% представителей одного пола. Это сработало. Сегодня нас, женщин, в Краматорской раде 29%. И мы тоже учимся объединяться вокруг общих задач.
— А что удалось конкретно вам решить на местном уровне?
— Назову наиболее заметные проекты. На протяжении двух лет мы поднимали вопрос о создании в Краматорске перинатального центра на базе родильного дома. В том состоянии, в котором он находится, его нельзя оставлять. Это должна быть областная больница, медучреждение 3-го уровня. Было выделено 16 млн. гривен на оборудование. В этом году приняли решение, что здание будет передано на баланс области, и там уже готов проект для реконструкции на 100 млн. гривен. От этого решения выиграют все и, прежде всего — краматорчанки.
В прошлом году для местных предпринимателей 2 группы мы сократили налоги. Три сессии принималось это решение. Мне, конечно, хотелось сокращения ставок вполовину, но получилось на 20%. В любом случае, это позволяет создать условия для развития малого и среднего бизнеса в городе.
В 2011 году мы начинали борьбу с амброзией на общественных началах. Организовали масштабную акцию: устанавливали палатки, принимали за деньги у жителей города кусты амброзии с корнем и собрали 120 тонн этого аллергена.
А в прошлом году уже удалось добиться создания городской Программы борьбы с сорняком и выделения 500 тыс. гривен из местного бюджета на эти цели.
Также, после обращений жителей города с жалобами на укусы клещей, я подняла этот вопрос на городском уровне. И коллеги-депутаты меня поддержали — приняли программу для решения этого вопроса.
Все эти проблемы удалось сдвинуть с места, хотя поднимала и лоббировала их женщина. Это еще раз подтверждает, что главное в работе не принадлежность к какому-либо полу, а умение видеть и решать проблемы.
— А вы сталкиваетесь в своей работе с гендерными стереотипами?
— Женщина слаба и эмоциональна — вот главный стереотип. А мир, между тем, поменялся. Сегодня, если у женщины хватает талантов и потенциала, то у нее и дома будет все в порядке, и на работе, и в общественной жизни. Женщина может всё, и быть, кем пожелает. В том числе политиком.
На конференции в Стамбуле посол Швеции, обращаясь к нам, участницам, сказал: «Я феминист и выступаю за то, чтобы женщины шли в политику». Он уверен, что когда женщины пришли в парламент, Швеция стала жить лучше. И самый высокий «индекс счастья» в этой стране тому подтверждение. Для нас это государство — образец, к которому нужно стремиться!
— Как вы можете помочь этому процессу?
— Продолжу свою работу — профессиональную и общественную. А также продолжу убеждать наших женщин идти в политику, учиться, развиваться и принимать активное участие в жизни своих городов и своей страны. Нельзя полагаться на то, что кто-то другой сделает твою жизнь качественно лучше.
А значит, нужно мобилизовать себя — позволить себе выйти за привычные рамки, преодолеть внутренние стереотипы о своей роли и месте, позволить себе претендовать на государственные должности, которые действительно соответствует твоим способностям.
Мирную, счастливую, социально развитую Украину мы построим только с активным женским участием.