Как рассказал информационному агентству «Вчасно» Саша Протяг, его фильм снят в альтернативном жанре – экспериментальной документалистики.
«В определенный момент я понял, что вокруг меня происходят какие-то очень важные вещи, а я их хронически не успеваю понимать, — говорит режиссер о своей работе. — И я решил фиксировать все, что происходит вокруг, все важные события, все важные изменения у меня в голове, в головах у моих друзей – снимать все, чтобы потом попытаться понять смысл того, что произошло при помощи монтажа. Это такие себе закатки на будущее, чтобы понять, что происходило со мной, с Мариуполем, с моим окружением».
Большая часть фильма снята в Мариуполе, хотя в картину вошли и фрагменты, сделанные в Запорожье и Киеве. При этом, показывая кадры сделанные в других городах, режиссер все равно сохраняет смысловую привязку к родному Мариуполю.
По словам Протяга, его картина рассказывает о личных, внутренних трансформациях, которые происходят в каждом из нас под влиянием внешних событий.
«Социальные и политические трансформации важны, но важны и изменения, которые происходят в душах людей, важно, чтобы люди понимали, что происходит именно с ними, - говорит автор фильма. - Конечно, контекст социальных и политических изменений в фильме очевиден, но важные события не видны в картине на уровне журналистского репортажа или классической документалистики, они просто обозначены контекстом. Там просто присутствует голос за кадром, который рассказывает и четко дает понять, где происходит действие и что именно происходит».
Фильм снят в достаточно уникальном формате, он сформирован из 16 короткометражек, каждая из которых представляет из себя вполне законченное произведение. Сам режиссер называет их своеобразными видеохайку.
«Сьорч» отличается от всех предыдущих моих работ тем, что он большой, полный хронометраж картины полтора часа, - рассказал Саша Протяг. - А еще его отличие в том, что это цикл фильмов. Он сделан как музыкальный альбом. В музыкальном альбоме обычно 10-12 композиций, в моем «видеоальбоме» 16 композиций. Каждая из них это какое-то видеохайку, своеобразная поэтическая композиция на определенную тему».
Картина предлагает зрителю поразмышлять о том, как нас изменили последние два года, но не дает однозначного ответа.
«Я не думаю, что возможны какие-то однозначные выводы, - говорит Саша Протяг. – «Сьорч» это такой себе Пруст, сделанный в виде кино. Когда мы говорим про историю, мы очень часто говорим про героев, про общество, и мы очень мало вспоминаем про таких маленьких, абсолютно затерянных людей со своими не очень героическими переживаниями. Таких как я, или, возможно, многие из моих зрителей. Этот человек очень теряется в истории, хотя на самом деле история делается на крови слезах таких людей тоже и его взгляд также важен. Потому что без него мы не будем понимать многомерности исторического процесса. Поэтому в моей работе абсолютно нет героев, там обычные люди которые не лезут в глубь истории, но тоже по своему пытаются понять, что происходит и как происходит».
По словам режиссера, его работой уже заинтересовались два кинофестиваля.