Как рассказал журналистам «Вчасно» один из авторов проекта дончанин Петр Армяновский, олимпийские игры давно вышли за рамки простых спортивных соревнований – сегодня это еще и мощный инструмент формирования идентичности, развития региона, инфраструктуры, и вполне возможно, что если бы зимние олимпийские игры тридцать лет назад прошли в Донецке, это повлияло бы на судьбу региона, передает ИА «Вчасно».
«Конечно, Олимпиады-1984 в Донецке не было, она прошла в Сараево, - говорит Петр Армяновский. - Но этот проект для меня, попытка разобраться, попытка понять то, что есть Донецке вообще, чтобы через призму его мифов, его истории, взглянуть на день сегодняшний. Ведь то что происходит в регионе началось не внезапно – Стрелков прибежал и все завертелось, к этому Донбасс шел все свою историю. Идея Олимпиады в Донецке возникла у драматурга Димы Ливицкого, а над самим проектом мы работали с декабря минувшего года».
В небольшой выставке, которая разместилась в Центре визуального искусства, - посетителям рассказывают о нескольких наиболее распространенных легендах донецкого края, о которых известно всем дончанам, но о которых вряд ли слышали жители других регионов. При этом волонтеры не просто пересказывают известные факты, но и показывают трагичную сторону донецкого пафоса, и даже развенчивают некоторые мифы, позволяя взглянуть на историю региона под другим углом.
Например, на выставке рассказывается о том, что согласно одной из версий вход в ад располагался на территории Донецкой области – Гомер, описывая вход в царство Аида, утверждал что находится он на земле киммерийцев. Впрочем, на вход в подземное царство претендуют и другие страны, в том числе Италия, Греция и Турция.
«Конечно, гипотеза о существовании на территории Донецкой области входа в ад – выдумка, - отмечают создатели выставки. - у нас есть лишь нелегальные копанки и дети добывающие уголь».
Не менее страшны и трагичны и другие истории, о которых рассказываем выставка.
Например, многие слышали имя шахтера-героя Алексея Стаханова, но мало кто знает, что передовик, именем которого называли улицы и города, горько пил всю жизнь, пропив даже полученный им за трудовой подвиг орден Ленина, бросил жену с двумя детьми, женился на 15-летней школьнице. А сам рекорд Стаханова – добытые им 102 тонны угля за смену, был побит уже через несколько дней. А через несколько месяцев горловчанин Никита Изотов за 6-часовую смену добыл 607 тонн угля, установив мировой рекорд. После смерти Сталина Алексей Стаханов вернулся в Донбасс, где умер в психиатрической больнице Тореза.
Или история другого героя шахтерского края – Евдокии Королевой, о которой не вспоминала официальная пропаганда. Во время второй мировой войны и в послевоенный период на шахтах Донбасса работали преимущественно женщины, Евдокия Королева была одной из них. Она пришла на шахту в 12 лет, после того как в забое погиб ее отец, а оформила пенсию в 87 лет. И всю жизнь проработала плитовой, стволовой, лебедчицей, выбирала породу, была техничкой в бане… Но трудовой подвиг «бабы Каролихи» не вписывался в создаваемый идеологией образ шахтера.
Или история «миллионного» жителя Донецка Сергея Березюка, о рождении которого писали областные СМИ и в честь которого возле краеведческого музея был посажен клен с памятной табличкой. Родители «миллионного» жителя сразу получили новую двухкомнатную квартиру, а потом… развелись. Сам Сергей окончил ПТУ и в конце 90-х попал в тюрьму за участие в вооруженном ограблении. В 2007 году Донецк утратил статус города-миллионника, а за время проведения АТО население города сократилось вдвое.
Не соответствует истине и такой любимый дончанами миф, о том, что Донецк является самым зеленым промышленным городом в мире и даже был награжден за это премией ЮНЕСКО в 1970 году. На самом деле такой премии просто не существует. А по версии организаторов выставки, миф об этом родился после проведения всемирной выставки «ЭКСПО-1967» в Монреале. Об этом заявил один из высших партийных боссов, почему он так сказал – неизвестно, но сомневаться в словах авторитетного руководителя никто не стал, а информация пошла гулять по разным источникам, в том числе и энциклопедиям.
«Как-то так выходит, что все истории, что все мифы Донбасса – трагичны, даже травматичны, - рассказывает Петр Армяновский. - Мне кажется, что любой пафос по природе своей трагичен, потому что когда все в порядке не выпячивают грудь, не кричат о каком-то величии. И почему-то так получается, что все герои региона стремительно взлетают, а потом не менее стремительно падают. Как Алексей Стаханов, или «миллионный» житель Березюк, или даже предпоследний наш президент. Кто-нибудь хотел бы поменяться с ними местами?».
Над проектом работали Дмитрий Левицкий, Елизавета Олейник, Леся Берездецкая, Руслана Козиенко, Петр Армяновский и Александр Бурлака.
Помимо выставки, «Олимпиада-84» включает в себя цикл лекций, посвященных историческим аспектам 70-х – 80-х на Донбассе и исследованиям идентичности, два спектакля, экскурсии в Национальный ботанический сад.
Петр Армяновский