Как сделать ЧАЭС более безопасной и смогут ли вернуться жить на эту территорию люди, рассказал накануне 30-й годовщины катастрофы спецкорру ИА «Вчасно» заместитель технического директора по безопасности ГСП «ЧАЭС» Александр Новиков.
Он уверен, что Чернобыльская катастрофа была описана в Библии – как третье знамение: «…И упала на землю звезда и имя ее было Полынь…. и третья часть вод стала горькой, и умерла третья часть людей, которые пили эти воды».
«Чернобыль в переводе с украинского и есть полынь, а полынь – трава горькая, — делится Александр Новиков. – Весь мир теперь знает, что такое Чернобыль».
Собеседник говорит, что сегодня хорошо понимает горе беженцев из оккупированных регионов Украины, так как они, уезжая в надежде на скорое возвращение, все самое ценное для них оставили дома.
«Жители Чернобыля, просуществовавшего на земле, согласно данным историков, 900 лет, и жители города Припяти, история которой началась лишь в 1970-м и неожиданно прервалась 30 лет назад в 1986-м. Люди уезжали на «три дня» — так им объявили при эвакуации, — вспоминает Александр Новиков. – Но даже если бы жителям населенных пунктов зоны отчуждения честно сказали о том, что они уезжают навсегда, они все равно бы лишились всего».
Во-первых, брать с собой то, что уже «пропиталось» радиоактивной пылью, смертельно опасно – объясняет собеседник. Даже то, что эвакуированные из зоны отчуждения люди взяли, им затем пришлось выбросить.
Во-вторых, можно купить со временем новый телевизор и одежду, но непросто завести на новом месте друзей, разбить и вырастить сад, невозможно «перенести» свои любимые места отдыха – лес, речку, парк.
В мертвом городе Припять, считает Александр Новиков, нужно открыть музей.
«В Припять нужно возить на экскурсии будущих атомщиков, инженеров-проектировщиков, медиков, — говорит он. – Чтобы видели, что случается, если ты пропустил лекцию, а затем, например, неправильно спроектировал атомный реактор».
В ликвидации последствий Чернобыльской аварии 26 апреля 1986 года было задействовано 600 тысяч человек. Сейчас в Украине проживает 260 тысяч ликвидаторов и 748 тысяч человек, пострадавших в результате аварии. В этом числе те, кто родились после аварии на ЧАЭС. Обнаруженные у них патологии и болезни связаны с воздействием радиации на организм их родителей — переселенцев и ликвидаторов аварии. То есть, в числе пострадавших – дети и внуки.
В декабре 2016 года над старым саркофагом Чернобыльской атомной электростанции установят арку, срок эксплуатации которой рассчитан на 100 лет. Ее именуют объектом «Укрытие-2».
И возводился этот «колпак», которым накроют аварийный реактор, для того, чтобы не допустить новой радиационной катастрофы.
«Рухнувшие конструкции могут поднять радиоактивную пыль, которой в недрах саркофага образовалось от 25 до 40 тонн, и тогда произойдет новое радиационное заражение территории ЧАЭС, а, возможно, и 30-километровой зоны, – рассказал Александр Новиков. – А в недрах четвертого энергоблока ЧАЭС остается около 190 тонн топлива из урана и радиоактивной смеси продуктов деления.
Саркофаг «Укрытие», построенный над разрушенным реактором в 1986 году, находится в аварийном состоянии. Но даже будучи новым, он не изолировал взорвавшийся энергоблок: площадь отверстий, через которые радиационная пыль попадала наружу, оценивают в тысячу квадратных метров».
Закрытие саркофага аркой — лишь первый этап работ. Далее, по словам собеседника, у арки, которая является своего рода «консервной банкой», должны будут появиться «крышка» и «дно».
То есть, с обоих сторон арки появятся стены, а также внутри будет устроена площадка, на которой начнутся работы по разбору конструкций саркофага и реактора, извлечение ядерного топлива.
«Но технологии по извлечению, утилизации и хранению радиоактивных отходов, оставшихся в объекте «Укрытие», еще не разработаны, — признался Александр Новиков. — Мировая практика – это захоронение таких отходов глубоко под землей в скальных породах. На границе зоны есть такое место. Но население какой местности согласится строить у себя дома могильник ядерных отходов?».