Кто протестует сегодня в Киеве, требуя отставки главы Нацбанка и возвращения доллара по 8 гривен, узнал журналист ИА «Вчасно», который пришел на «массовый протест» в качестве участника.
Как оказалось, все митингующие на самом деле являются наемной массовкой, которую организаторы набирают через объявления в интернете.
В социальных сетях мы без труда нашли несколько десятков групп, в которых набирают людей для массовых мероприятий. Эти группы пестрят объявлениями, обещающими «работу на улице, оплата – 130 грн за 5 часов.
«Нужны люди на флешмоб, - зазывают объявления. - Сбор в 8.40 у метро «Хрещатик», пересчет 9:00, работаем 10:00 - 15:00. Оплата 130 гривен».
Позвонив по одному из номеров, получаем приглашение на участие во «флешмобе», который, как оказалось, заключался в махании флагами под Нацбанком. Поэтому, пользуясь случаем, хотим обраться к коллегам – не называйте происходящее сегодня на Институтской улице протестами или Майданом. Это флешмоб!
Нас встретил «десятник» Илья – парень лет 20, который рассказал, что стоять придется до часу дня, оплата составит 80 гривен и добавил, что флагов и плакатов нам держать не придется, и все проходит мирно и спокойно.
«Мой сын вчера приходил, держал плакат «За жизнь», - жалуется пожилая женщина. – Отстоял до конца, сдал плакат, а ему не заплатили. Сказали, что он не записан. Записаться нужно утром у метро, сказали».
Другая более опытная «флешмобница» рассказывает о тонкостях получения оплаты.
«Иногда платят сразу, минут через пять после окончания акции, - объясняет женщина. – Иногда приходится ждать два-три часа. Но они никогда не платят на месте, мы все отходим на несколько кварталов в сторону, потому что много милиции, СБУ, они моментально отслеживают все группы, снимают и фотографируют процессы передачи денег».
По словам опытной «митинговальщицы», так называемые «протесты» начались еще на прошлой неделе и будут продолжаться до 27 ноября. Сама она не пропустила ни одного митинга.
«В последнее время поговаривают, что нужно опасаться провокаций, - поделилась женщина с журналистом «Вчасно». - Якобы могут быть теракты, особенно под конец акции. Но мы не знаем, когда ждать – то ли под конец всех акций, 27 ноября. То ли в любой день, но в конце митинга. Тревожно конечно, но все равно идешь, хоть какая-то копейка».
Другой участник «акции» - молодой парень с шарфом, закрывающим почти все лицо, говорит, что он «атошник», ушел на фронт сразу с Майдана в 2014 году. Сначала воевал в добробате, потом перешел в ВСУ. Сейчас в коротком отпуске, а на «флешмоб» пришел, чтобы хоть что-то заработать. Он приходил уже на «митинг» вчера, но нанявшие его «кураторы» скрылись, не расплатившись. Теперь он записался к другим «десятникам», но ищет глазами в толпе тех, кто не заплатил ему вчера.
«На майдане был с 1 декабря по 6 марта, - рассказывает «атошник», - вот там была сотня, вон там стояли «беркуты». А вон там стояла синяя пожарная машина. Холодной водой поливали, меня струей как хлестнуло! Друзья тогда в багажнике меня вывезли на квартиру к кому-то греться…».
Сейчас о событиях почти трехлетней давности напоминают противотанковые «ежи», украшенные желто-голубыми лентами и фотографии погибших майдановцев. Возле некоторых из них лежат свежие цветы.
«Сколько платили?» - тут же интересуются пожилые «флешмобовцы».
«Нисколько, - говорит парень. – Мы так стояли. Был мальчишка с нами девяти лет. Так мостовую ломал, только крошка летела».
«И чего, добились того, чего хотели?» - ехидно интересуется пенсионного вида женщина.
«Добились. Не всего, чего хотели, не такого», - отвечает бывший майдановец. И добавляет, что пропавшие деньги банка «Михайловский» должны быть возвращены не за счет бюджета.
К тому времени у метро собираются сотни человек. Основной контингент – пенсионного возраста женщины, спившегося вида мужички. Молодежи мало. Десятники выстраивают их в колонны по пять человек. Сотники ходят вдоль рядов и считают. Толпы людей начинают двигаться в сторону Нацбанка. Вся улица оцеплена полицией и Нацгвардией.
«Ментовское государство, - ругается «атошник». – От кого они тут защищать приехали? От меня? От тебя? В брониках, наколенниках, шлемах. У нас на фронте такой экипировки нет».
Несколько подвыпивших, бомжеватого вида мужичков, требуют, чтобы их тоже записали «на флешмоб». В конце концов какой-то сотник записывает их телефоны в блокнотик и указывает на место в ряду.
Нас тоже ставят в колонну, и мы начинаем двигаться вверх по Институтской, мимо памятных табличек и снимков погибших майдановцев, чтобы стоять на «флешмобе» за 80 гривен.
Мимо колонны бежит «сотница», которая кричит матом в телефон о том, что найти 40 человек за несколько часов невозможно.
«Я не могу найти 40 человек за несколько часов, такие вещи нужно делать заранее, - кричит женщина. – Какие требования? По возрасту? Я поняла, просто красивых найти. Сейчас будем искать».
«Красивые люди нужны для того, чтобы возле сцены с плакатами перед журналистами работать» - поясняют кураторы.
Несколько тысяч человек сходятся на небольшое пространство перед Нацбанком. Из колонок начинает греметь музыка группы «Океан Эльзы», организаторы раздают участникам плакаты и флаги. Синие с белым флаги партии «За життя» на ветру очень похожи на флаги «Партии регионов».
«Нам нужно будет просто стоять, - инструктируют нас опытные «флешмобовцы, - Можно отходить греться, но тут особо негде. Есть аптека и кафе, но нас оттуда прогоняют. Вот там будут выступать оппозиционеры разные, а потом играет музыка, под музыку можно танцевать и греться. Еще нужно кричать «Гонтарева – геть!» или «Ганьба» - как скажут. И все!».
С журналистами нам посоветовали не разговаривать, но и не грубить. Это правильно – зачем нам грубить-то?
В многотысячной толпе нам так не удалось найти ни одного человека, который бы пришел на тот «митинг» по зову сердца, чтобы высказать свои взгляды, чтобы заявить о своих требованиях. Все собравшиеся там пришли, чтобы заработать деньги, и за эти деньги они готовы взять в руки любые флаги и кричать любые лозунги, которые им скажут организаторы.
По самым скромным подсчетам, организаторы фейкового протеста ежедневно выводят на улицу не менее пяти тысяч человек. Учитывая затраты на каждого митингующего, десятников, сотников, автобусы, оплату «карманных» СМИ – сумма получается многомиллионная.
Вполне возможно, что ее даже хватило бы, чтобы рассчитаться с обманутыми вкладчиками, или хотя бы с частью из них. Но, увы, организаторов «флешмоба», вероятно, обманутые вкладчики интересуют только как повод для создания видимости беспорядков, которые им нужны в каких-то своих политических целях.