О своем пребывании в плену «МГБ ДНР» Анна (имя изменено) рассказала в беседе с журналистом ИА «Вчасно».
Родные девушки погибли в результате обстрела ее родного города. После того, как боевики лишили ее всего самого ценного в жизни, Анна приняла решение пополнить ряды добровольцев и стать на защиту Украины. В 2015 году, при выполнении одного из заданий вблизи Донецка девушку схватили в плен.
В подвалах местного «МГБ» она пробыла четыре месяца, полных неведения, страха и отчаяния.
По словам бывшей невольницы, действия боевиков по отношению к пленным больше продиктованы желанием издеваться, чем получить какую-либо информацию.
«Жить тогда не хотелось…казалось, лучшее, что с тобой может случиться – это смерть. Но покончить с собой невозможно – ты постоянно у них под наблюдением, - вспоминает Анна. – Это просто сборище, которому доставляет удовольствие видеть муки других людей».
Девушка вспоминает: тогда вместе с ней в подвалах некогда донецкого СБУ находилось около трехсот человек, многие из которых — жители самой псевдореспублики, в числе которых и женщины.
«Там очень много простых местных жителей с проукраинской позицией, - рассказывает Анна. – Многие еще совсем дети. В таком возрасте в порыве они могут выйти, показать свое недовольство, за что и попадают в плен».
По словам девушки, неугодных сначала отправляли рыть окопы. Таких в плену называли «роботами». Потом, в целях перевоспитания, могли забрать «на подвал», где учат «любить и чтить идеи новороссии»:
«В подвальной комнате, где меня держали, были только стул и лампа, которая раздирает тебе глаза. Она горит очень ярко и никогда не выключается. А еще куча камер. Кормили раз в трое суток. Только едой это сложно назвать...В комнату постоянно заходят, допрашивают, бьют. Тех, над кем «перестарались», может осмотреть доктор. Но все это в такой грязи происходит.. десятерых одним шприцом уколоть могут».
Среди излюбленных методов «добывать» информацию – заставлять пленных смотреть на то, как мучают других. Выдержать это было самым сложным, признается Анна.
«То, что тебя избивают, еще не так страшно, - рассказывает девушка. – Часто заводили в другую комнату и заставляли смотреть, как кого-то пытают. Или наоборот – заводят к тебе других и пытают уже тебя. Постоянно слышишь в соседних комнатах крики. Чаще всего люди не выдерживают и просто сходят с ума…».
Все это мучители снимали на камеру. Могли поставить к стенке и пригрозить, что расстреляют. Но те, кто находился в плену уже не первый месяц, знали – в подвале этого не сделают, для этого людей вывозили за пределы «МГБ». По словам бывшей пленной, зачастую в качестве расстрельного полигона террористы использовали районы донецкого аэропорта.
Спастись из рук мучителей можно было за определенную сумму – торговля людьми в «ДНР» поставлена на поток. За жизнь простого мирного жителя боевики требовали от 5 тысяч долларов. Дальше в соответствии с положением или званием сумма росла.
Покинуть плен Ане помогли близкие. Если бы не помощь их и волонтеров, которые помогли собрать нужную сумму, девушка не знает, сколько бы еще оставалась в живых.
По словам бывшей пленницы, на сегодняшний день в донецких подвалах продолжают оставаться люди, и чем дальше, тем призрачнее шанс, что их удастся быстро оттуда забрать.