В Мариуполе сегодня вспоминают погибших при обстреле микрорайона "Восточный" / Фото из открытых источников
Среди погибших и раненых в тот день были двое детей — пяти и пятнадцати лет.
Обстрел начался в 9 часов утра, рассказал ИА «Вчасно» о тех страшных событиях мариупольчанин Алексей Леонтьев.
По словам Алексея Леонтьева, в тот день беда чудом обошла его семью.
«Обстрел был в субботу, а мы обычно на выходные отводили младшую дочь к бабушке, — вспоминает мужчина. — Но именно в ту субботу у дочери были первые подготовительные занятия для поступления в школу. Мы были в гимназии в паре километров от „Восточного“, когда начался обстрел. Земля задрожала так, что я сразу понял — бой не за городом, не на блокпостах, это все очень близко. Сразу начал звонить сыну, ему тогда было 13, он оставался дома один. Вероятно, все в тот момент стали звонить родным, и связь плохо работала. За те минуты, что я набирал его, у меня перед глазами пролетела вечность. Оказалось, что снаряд упал в сотне метров от нашего дома, я сказал ему спрятаться в подвале».
Алексей Леонтьев после этого поехал на «Восточный», по дороге он подобрал заплаканную женщину, у которой в тот момент на «Восточном» находился сын, и которому она не могла дозвониться.
«Горела автостоянка, школа, магазины, рынок, горели дома, лежали тела, летали скорые, везде были битые стекла, и по этим стеклам, как призраки, бродили люди, не было ни плача, ни криков, — вспоминает Алексей Леонтьев. — Один снаряд разорвался прямо возле дома моей мамы, все окна были выбиты. В тот день погибла медсестра из нашего переулка, она обходила пенсионеров, делала уколы и, видимо, что-то забыла, решила вернуться, и прямо возле нее упал снаряд. Я никогда не думал, что увижу такое. После пережитого мы все стали другими».
Мариупольский активист Петр Андрющенко в те дни был координатором волонтерской палатки на «Восточном». На месте обстрела он был уже через 20 минут после того, как на город упал последний снаряд.
«Описать то, что там происходило в первые минуты после обстрела, невозможно, — говорит Петр Андрющенко. — У каждого в памяти, наверное, свое. Для меня это прежде всего — гарь и шок. Все находились в глубочайшем шоке. Страх, слезы, понимание того, что произошло, осознание масштаба случившегося, пришли позже».
Петр Андрющенко рассказал, что в день обстрела активисты помогали вывозить жителей «Восточного» в другие районы города, потому что в пострадавших домах не было ни электричества, ни отопления, были выбиты окна, и люди не могли там оставаться.
«Вывозили все и всех, — говорит Петр Андрющенко. — Родственников, друзей, знакомых. Люди расселялись в других районах. При этом была жуткая дискоординация, например, власть предоставила автобусы для вывоза, но они стояли пустые, потому что люди не знали о них. Некоторые уходили просто пешком. И мы с мегафоном ходили по микрорайону и сообщали, где стоят автобусы, где находятся палатки обогрева».
В следующие дни волонтеры помогали ликвидировать последствия обстрела.
«Было две палатки — МЧС и волонтерская, — говорит Петр Андрющенко. — У нас стояла задача накормить, обогреть людей, были теплые одеяла, теплую одежду несли со всего Мариуполя и других городов. Я уже не знаю, сколько километров пленки мы выдали, нарезали, набили на выбитые окна».
Активист подчеркнул, что первыми пришли на помощь пострадавшим и помогли остановить гуманитарный хаос именно простые мариупольцы, которых сплотила беда.
По данным правоохранительных органов, обстрелом были повреждены 55 многоквартирных домов и 15 частных, 5 домов выгорели полностью. Также сгорели около полусотни автомобилей.
Согласно докладу мониторинговой миссии ОБСЕ, обстрел был произведён из реактивных систем залпового огня «Град» и «Ураган» с территорий, контролируемых «ДНР». К аналогичным выводам пришли эксперты Human Rights Watch, исследовавшие место обстрела.
Сегодня в Мариуполе в память о погибших в 9 часов утра включили сирены. Также в городе пройдут молебен и панихида, а возле памятного знака погибшим мирным жителям — митинг-реквием.