Пенсионерке Наталье Медведевой - 92 года. Пережив голодные 30-е годы, войну с фашистской Германией и другие лишения, она до сих пор не знает спокойной старости, сообщает ИА «Вчасно».
В 2014 году престарелую мать из Донецка забрала ее дочь, перевезя в Краматорск. С тех пор женщина ни разу не побывала на оккупированной территории.
Вначале пенсию платили исправно, правда, ей наравне со всеми приходилось выстаивать очереди в УТСЗН за получением справки, затем по ночам занимать очередь за «штампиком» с местом временной регистрации и т.д. А в июне прошлого года пенсионерку-переселенку лишили пенсии, потому что она не переоформила выплаты из Приватбанка на Ощадбанк.
Дочь, которая полностью взяла заботу о матери на себя, в Краматорске не могла найти работу. Нина Викторовна 1960 года рождения и пока не получает пенсию, а брать на работу в таком возрасте никто не хочет. Поэтому она вынуждена была отправиться на заработки, оставив свою маму на попечение хорошей знакомой – деньги на питание, коммуналку и лекарства высылала регулярно. Помочь Наталье Архиповне переоформить пенсию эта знакомая не могла – она сама имеет статус «инвалидность» из-за отсутствия одной ноги и физически не смогла бы возить пожилую подопечную по всем инстанциям. Так и осталась переселенка без пенсии.
Как только ее дочка вернулась домой, сразу же взялась за решение бумажных вопросов, чтобы матери восстановили пенсию.
Нине пришлось несколько раз побегать между Пенсионным фондом и УТСЗН, чтобы взять недостающие справки. Инспектора из социальной службы, который проверяет реальное место проживания, пришлось привозить за собственный счет на такси.
«Заветный акт от УТСЗН обошелся мне в 200 грн, которые заплатила за проезд инспектора в оба конца, - рассказывает Нина Викторовна. – За вторую поездку, на этот раз представителя Пенсионного фонда к нам домой, отдала таксистам 150 грн. Сколько раз пришлось самой ездить от Ощадбанка до Пенсионного фонда, уже и не сосчитаю».
Когда электронное пенсионное удостоверение Натальи Медведевой было готово, ехать получать его пришлось лично. 92-летняя женщина была вынуждена два часа просидеть в такси в один из жарких дней августа, пока к ней вышел работник Ощадбанка. И это при том, что о времени приезда ее дочь сообщила заблаговременно, просила побыстрее все сделать, так как маме тяжело физически переносить такие нагрузки.
Готовность удостоверения еще не означало, что пенсию начнут выплачивать. Состоялся очередной визит инспектора, на этот раз он приехал самостоятельно, оплачивать такси не пришлось. Он сфотографировал переселенку, сделал какие-то записи и сказал: «Ваш номер 92».
«Что это означает, даже не объяснил, - возмущается Нина Викторовна. – Разве что запомнить легко, маме как раз 92 года. Позвонила в Пенсионный фонд и там мне сказали, что когда инспектор закончит объезд таких переселенцев, как моя мама, тогда всем «оптом» и восстановят пенсию. Случится это не раньше октября. Кстати, справки с объяснением причины приостановки пенсии маме не дали, указали лишь, с какого числа выплаты прекратились».
За это время состояние Натальи Архиповны ухудшилось, она повредила ногу и совсем слегла. Дочь, занимаясь восстановлением пенсии, поехать работать не может, средств к существованию у семьи не осталось.
За помощью женщина обратилась к юристу общественной организации «Країна вільних людей» Вячеславу Галахову. Он помог составить обращение в главный офис Пенсионного фонда, Кабмин, Министерство социальной политики, Уполномоченному по правам человека с требованием разрешить сложившуюся ситуацию.
«Законом о пенсионном страховании не предусмотрена приостановка выплаты пенсии, которая ранее была назначена и выплачивалась. Такую выплату ПФУ вправе прекратить, если поданы недостоверные документы, если пенсионер выехал за границу в ту страну, с которой этот вопрос урегулирован, в случае смерти пенсионера», - комментирует юрист общественной организации.
Так как Наталья Архиповна является переселенкой, то в отношении нее действуют еще и дискриминационные Кабминовские нормы, регулирующие социальные выплаты переселенцам. Этим постановлением прописаны основания для дополнительной проверки, по результатам которой пенсию могут приостановить.
По словам Вячеслава Галахова, среди таких оснований – отсутствие информации о смене адреса фактического проживания, наличие сведений о возможном возращении переселенца на оккупированную территорию и т.д.
Из-за того, что пенсионер-переселенец не прошел физическую идентификацию в Ощадбанке, ему также могут приостановить выплату пенсии, пока эта идентификация не будет пройдена.
«Ни одно из перечисленных обстоятельств не касается Натальи Медведевой, любых проверок, сообщений о необходимости в течение трех рабочих дней явиться в УТСЗН для физической идентификации ей не поступало. А значит, приостановка выплаты пенсии была незаконной и является нарушением конституционных прав», - отметил юрист.