Разрушенный обстрелами боевиков дом на ул. Воробьева 15 / Фото: Евгений Каплин
Бойцы заняли часть пустующих квартир в доме в период обострения боевых действий, однако, поскольку командование не составило договора аренды, то счета за использованное военными электричество, теперь приходят владельцам жилья. Некоторые владельцы квартир, получившие платежки за комуслуги, которыми не пользовались, уже подали иски в суд.
Народный депутат Наталья Веселова еще в ноябре минувшего года посещала полуразрушенную многоэтажку в Авдеевке на Воробьева, 15 и общалась с жильцами многострадального дома. Тогда же она обращалась в Министерство обороны с требованием решить проблему.
Наталья Веселова на крыше той самой многоэтажки «Из Министерства обороны мне пришел ответ, в котором сообщается, что размещение военнослужащих на объектах разных форм собственности происходит с согласия владельцев или, при отсутствии владельцев, органов местного самоуправления, — говорит Наталья Веселова. — При этом Минобороны оплачивает счета за использованные коммунальные услуги за подразделения, входящие в состав ВСУ только при наличии договора с владельцем жилья. Я обозначила проблему перед Минобороны, но, судя по ответу, они ее проигнорировали».
По словам Натальи Веселовой, в Авдеевке никаких договоров аренды с владельцами квартир не заключалось. В результате подключения военнослужащих к счетчикам привели к огромным долгам за электроэнергию — люди получали платежки на 20−30 тысяч гривен. Виновными в этом в глазах жителей сделали бойцов, выполняющих свой долг на передовой, которая проходит как раз по окраине Авдеевки.
«Я посетила эти дома, и жильцы квартир сообщали, что они получают счета за электричество, которым не пользовались, — говорит нардеп. — Владелец одной из квартир рассказал, что за тот период, когда он не проживал в доме, у него появился долг в 23 тысячи гривен. Человек попытался оспорить этот долг, но в ДТЕК ему отвечают, что он владелец помещения, и потому именно он обязан оплачивать услугу».
Наталья Веселова заявила, что полностью решить эту проблему должны были в Авдеевской военно-гражданской администрации, однако чиновники полностью устранились от решения конфликта.
«Военные не захватывали эти квартиры, они получали приказ о расселении, — говорит нардеп. — Тот факт, что не были заключены договора аренды, это вина командиров. Оснований занимать квартиры у них не было, поскольку не введено военное положение. Но сами бойцы просто выполняли приказ, они не могут составлять никакие договора аренды, они защищают нас и, конечно, у них не должна болеть голова о том, кто платит за используемую ими воду или электричество».
По мнению Натальи Веселовой, Авдеевская ВГА давно должна признать поврежденную «прилетами» многоэтажку на первой линии обстрелов непригодной к проживанию. И официально отселить оттуда людей.
«Уже в 2014 году дом оказался на первой линии обстрела, — рассказала нардеп. — С верхних этажей этой высотки открывается вид на руины Донецкого аэропорта. Сейчас в доме нарушены несущие стены, повреждены перекрытия, во многих квартирах нет оконных блоков. В доме нет системы отопления, некоторые батареи просто срезаны мародерами, которые грабили пустующее жилье. Дом в аварийном состоянии. Но вместо того, чтобы признать это, местные чиновники выдают заключения, что этот дом пригоден к проживанию. В результате этого владельцы квартир, которые давно снимают жилье в других районах Авдеевки, не могут получать адресную помощь как ВПЛ».
Нардеп подчеркнула, что если Авдеевская ВГА признает дом непригодным к проживанию, каким он фактически и является, то это позволит владельцам квартир разорвать договора с коммунальными службами и добиться списания долгов, которые возникли не по их вине. Также это даст им возможность оформить справки переселенцев, какими они фактически являются уже несколько лет, и получать адресную помощь.
«Этот дом был сдан в 2013 году и он изначально строился как социальное жилье, — сказала Наталья Веселова. — Это значит, что он был заселен людьми небогатыми, для которых любая помощь очень важна. Авдеевская ВГА могла бы не только решить эту проблему, но и не допускать ее. Если у властей города нет возможностей оперативно решить вопрос, они должны были обращаться к руководству области, к Президенту, который уполномочил главу ВГА управлять населенным пунктом. Но вместо этого власти города создают конфликт между мирными жителями и военными».
Нардеп заявила, что будет добиваться справедливого разрешения конфликта.
«Конечно будет продолжение, — сказала Наталья Веселова. — Для начала я оправлю запрос главе Авдеевской ВГА Павлу Малыхину с требованием принять все необходимые меры и выполнить свои прямые обязанности и помочь владельцам квартир в разрушенном доме. Этот конфликт произошел по вине государства и государство обязано его разрешить».
Также нардеп отметила, что ситуация, сложившаяся в Авдеевке характерна на всех прифронтовых населенных пунктов, где бойцы вынуждены располагаться в пустующем жилье.
Глава Авдеевской ВГА Павел Малыхин прокомментировал эту ситуацию ИА «Вчасно», заявив, что нельзя говорить о том, что дом полностью непригоден в проживанию.
Павел Малыхин«Нельзя говорить про весь дом, что он непригоден, потому что пострадала лишь его половина, лицевая часть особенно, только в 2017 году там было 25 попаданий из танка, — сказал Павел Малыхин. — Эта часть дома действительно непригодна для проживания и там никто не живет. Но первый подъезд дома практически не пострадал, мы подаем туда свет, тепло, воду, и все люди, кто там прописаны, там живут. Как я могу заявить людям, которые живут в своих квартирах, что их вдруг будут куда-то отселять. Что касается разрушенных квартир, то в этом случае проводится фиксация попадания снаряда в жилье, на место выезжают полиция, мои заместители, иногда — я сам. После этого владельцы таких квартир приходят в ВГА, пишут заявления, получают акт».
По словам Павла Малыхина, с жалобами на то, что непригодное к проживанию жилье Авдеевская ВГА признает годным, обращалась всего одна женщина, к ней трижды отправляли комиссию, чтобы проверить этот факт, она находится в своей квартире, но не впускает чиновников внутрь.
«По поводу военных, которые проживают в пустующих квартирах и долгах за электричество — это не компетенция ВГА, — сказал Павел Малыхин. — Мы с 2016 года бьемся над этим вопросом, Я с представителями РЭС лично обходил все эти квартиры, видел все счетчики, собирал совещания по этому поводу. Я знаю все долги по каждой квартире. Но у нас нет механизма, как решить этот вопрос. Сейчас мы с РЭС на стадии поиска этого решения. Я считаю, что представители ВСУ и ДТЭКа должны сесть за стол переговоров и решить, кто именно должник, как списать или реструктуризировать долг. Мы должны защитить жителей».
Также Павел Малыхин подчеркнул, что жители дома покидали его в 2014 году, когда начались обстрелы города, и многие уезжали в спешке и просто не имели возможности позаботиться об отключении коммунальных услуг. В то же время коммунальные службы, видя что услуги не оплачиваются и растет долг, должны были сами отключить квартиры от электроэнергии, однако этого не было сделано, что и стало причиной возникновения огромных задолженностей.
Глава Авдеевской ВГА отметил, что дом на Воробьева, 15 будет восстановлен, но на данный момент нет средств на переработку проектной документации по его ремонту.
«С начала конфликта в Авдеевке из 155 многоэтажных домов были повреждены или частично разрушены 111, — сказал Павел Малыхин. — 101 из них уже восстановлен. Уже полностью готова проектная документация по восстановлению знаменитой „разукрашки“ — дома, который также находится на первой линии обстрела и который сильно пострадал. С 1 марта мы планируем начинать работы. Была готова проектная документация и по восстановлению дома на Воробьева 15, но в 2017 года из-за обострения он опять получил много повреждений, и документацию нужно полностью переделывать. И на это опять нужны средства, которых в бюджете нет. Руководство области знает об этом и мы ищем варианты решения».
Глава города отметил, что для того, чтобы в прифронтовых городах проводить восстановительные работы, власти обязаны выполнять все те же процедуры, что и на «мирных» территориях" - готовить проектную документацию, проводить тендеры и выдерживать сроки, что существенно мешает оперативно восстанавливать разрушенный жилой фонд.
Также он отметил, что на пятом году войны в законодательстве до сих пор не предусмотрена возможность оказывать из бюджета города помощь жителям, пострадавшим в результате обстрелов.