Михаил Волынец
Структура «смотрящих» в угольной промышленности была введена при президенте Леониде Кучме. Так называемые «смотрящие» — это люди, которые юридически ни за что не отвечают, но через которых по-прежнему проходят все финансовые потоки в угольной отрасли и которые руководят фактическим разграблением угольных предприятий. Об этом сегодня сообщил на заседании председателей Независимого профсоюза горняков Украины глава НПГУ Михаил Волынец, передает корреспондент «Вчасно».
«Почему наблюдается тенденция к росту задолженности по заработной плате? - сказал глава профсоюза. - Шахты сейчас практически разграблены, управление со стороны министерства утрачено, потому что отраслью управляют «смотрящие».
Михаил Волынец заявил, что практически на все руководящие должности на государственных угольных предприятиях Донбасса в министерстве назначают людей с оккупированных территорий. Причем эти назначения происходят по указанию «смотрящих».
«Министр Игорь Насалик назначает руководить госпредприятиями только тех, кто согласен работать по коррупционным схемам, - сказал глава Независимого профсоюза. - Это, как правило, люди с оккупированных территорий. Потому что в том случае, если ими займется НАБУ, они просто убегут к себе домой, на оккупированные территории. Это люди временные, они пришли выполнить задание — украсть, ограбить и исчезнуть. При этом «смотрящие» указывают министру, кого назначать. Такие временные люди становятся гендиректорами, директорами шахт, главными инженерами и даже начальниками смен».
По словам профсоюзного лидера, «смотрящим» за угольной отраслью является экс-регионал Виталий Кропачев. Ранее этим занимался нардеп из «Блока Петра Порошенка» Сергей Тригубенко. Также отдельными группами угольных предприятий неофициально управляют более мелкие «смотрящие». Например, «Львовуголь», «Волыньуголь» и «Селидовуголь» «руководит» Андрей Венгрин.
А еще недавно должность зама гендиректора ГП “Селидовуголь” занимал Сергей Андрийченко, имя которого связывают с воровскими схемами енакиевской ОПГ, а также целым рядом резонансных преступлений, которые произошли в городе за последние годы. СМИ сообщали, что Андрийченко, известный также как Чикян, был назначен на должность под конкретную программу незаконно выкупленных частными структурами угольных пластов. При этом имевший репутацию рэкетира и рейдера, Андрийченко-Чикян превратился в политика и состоятельного предпринимателя, чьи компании разыгрывают между собой тендеры от «Селидовугля».
«Мы боролись, выбили Тригубенко, выбили Семик Юлию, - сказал Михаил Волынец. - Вместо него пришли Кропачев, протеже министра из Тореза блатной Щетилов».
Представитель шахты «Горская» ГП «Первомайскуголь» на Луганщине рассказал, что на его предприятии руководителями были назначены представители коррумпированных структур, которые откровенно занимались разграблением шахты.
«У нас был в руководстве назначенный с оккупированной территории, это была целая процедура, мы его убрали, - рассказал шахтер. - При этом нам откровенно говорили, что нас будут стрелять. Чтоб вы понимали, мы находимся на линии разграничения, у нас много людей с оружием. Дико было видеть, как рядом с государственными чиновниками они просто занимались беспределом. Людей на предприятии избивали на погрузке, а они не обращались в полицию, потому что боялись».
По словам горняка, после того, как коллектив смог оказать сопротивление, «смотрящие» перебросили своих протеже на ГП «Лисичанскуголь».
«Мы с коллективом работаем, может, нам пришлют новых «смотрящих», но мы будем бороться за предприятие», - заявил шахтер.