Лилия Болбат
Как сообщает ИА «Вчасно», в программе цикла «Фабрики думки Донбасс» волонтер рассказала, что когда почти три года назад пророссийские активисты захватили и грабили город, часть населения боевиков поддерживала. Сегодня же Мариуполь – город патриотов, который любят бойцы ВСУ за поддержку армии.
«Сегодня местное население однозначно за Украину, - утверждает Лилия Болбат. – Этот перелом произошел и, мне кажется, с каждым днем в Мариуполе все больше и больше патриотов. И от остальной Украины их отличает то, что они действительно смелые – они не боятся жить в 15 километрах от врага и носить украинские браслеты, вышиванки, выходить в веночках.
Но три года назад, по словам волонтера, картина в городе была совсем другая.
«Сначала, когда начали захватывать администрации в Славянске, Краматорске, потом до Мариуполя это дошло, нам казалось, что самое страшное – эти наркоманы, которые взяли в руки оружие, и боевики из России, - вспоминает волонтер. – Но мы верили, что сможем это победить, главное, чтоб армия вошла. Мы верили – вот армия войдет, и мы победим».
По словам девушки, в мае 2014 года вокруг города появились украинские блокпосты, и она вместе с единомышленниками начала помогать военным.
«Для нас это было спасение, - говорит Лилия. – Тогда на границе стояла российская техника, все боялись вторжения… Нас боевики «ДНР» отслеживали, снимали на камеру, как мы приезжаем на блокпосты. Были какие-то погони в городе. Было страшно, по ночам я не спала и смотрела в окна, проверяла, чтоб никто за мной не следил».
Волонтер вспоминает, что в захваченном пророссийскими силами Мариуполе похищали автомобили, людей, требовали выкупы, грабили магазины. А в это время проукраинские активисты, которых становилось все больше, ездили за город к военным, оказывали помощь и просили: «Только не уходите, пожалуйста».
При этом, если сначала украинские бойцы не доверяли местному населению, то потом поняли, что в оккупированном городе очень много патриотов.
«Волонтеры с начала войны не только для Мариуполя, а для всего Донбасса, внесли огромный вклад, - говорит Лилия. - Мы доказывали военным, что не сепаратисты. Они естественно нас боялись. С первого нашего вопроса - что вам нужно, они шарахались. «Нічого не потрібно, - говорили. - Не подходите». Они думали, что весь Донбасс настроен против украинской армии, против Украины. Мы доказывали своим примером, приезжали, разговаривали, привозили помощь. Тогда они поняли, что нас очень много, много патриотов».
По словам Лилии, все бойцы, которые стояли в Мариуполе, очень полюбили этот город именно за патриотичность его жителей.
«Мы начали помогать, чтобы наш город не захватили, чтобы он остался в Украине. – говорит девушка. - Все сбережения тратили на армию, всю зарплату, премию — все несли из дома. Встречались тайком с другими активистами, сделали закрытую группу. Помимо нас, которые везли более серьезную помощь, к солдатам приходили бабушки — просто несли супчик, пирожки. Приходили на пост, просили: «Сыночки, только не уходите». Никто не был согласен с происходящим беспределом».
Волонтер считает, что вклад каждого помог солдатам отстоять город.
«На Донбассе идет реальная война, - резюмирует Лилия Болбат. - Я не могу назвать это АТО, потому что мы воюем с армией Российской Федерации. Победа - это вернуть наши территории. Если будет замороженный конфликт - это не победа. Это второе Приднестровье. Я такого не хочу. Я реально хочу в Донецк — в украинский. Я хочу в Новоазовск — украинский. Я хочу, чтобы там висели украинские флаги. Я знаю, что те люди, которые там живут, и поддерживают украинскую армию, они ее ждут реально и там их очень много. Об этом не нужно забывать. Я не хочу, чтобы мы их оставили. Я хотела бы туда вернуться».