Аналитик Джеймс Шерр/ фото: Богдан Цюпин
В анализе для лондонского Королевского института международных отношений Chatham House Джеймс Шерр пишет, что изменение позиции Кремля, который ранее полностью отвергал идею миротворцев, есть маневр против Украины и "дополнительные две проблемы взамен каждой одной, которая вроде бы решается", сообщает Голос Америки.
Такая инициатива Москвы, в "обход" президента Порошенко, который призывал к миротворческой миссии в Донбассе еще 2015 году, стала реакцией на новые заявления о возможности предоставления Украине американского оружия,считает Шерр.
Аналитик напоминает, что контролируемые Россией боевики на оккупированной части Донбасса уже несколько лет не выполняют требования "Минских соглашений" о повсеместном доступе наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта.
"Предложение России (о миротворцах) ничего тут не меняет", - пишет Джеймс Шерр, указывая, что российский план предусматривает очень ограниченную роль для международной миротворческой миссии и шаг к легализации образований "ДНР / ЛНР".
Аналитик рассматривает теоретическую возможность согласия России на размещение миротворцев ООН по всей оккупированной части Донбасса и на вывод российских военных и «добровольцев». Тогда, пишет он, Украина оказалась бы под давлением выполнить политическую часть соглашения "Минск 2" и стала бы политически и финансово ответственной за полуразрушенную территорию, а Москва имела бы право добиваться ослабления международных санкций.
Джеймс Шерр подчеркивает, что в Кремле все громче звучат предложения использовать методы компромиссов, чтобы взять инициативу в свои руки.
Все зависит от деталей, указывает аналитик: "Кто вошел бы в состав миротворческого контингента ООН, и какое у миротворцев было бы вооружение? Как будут отличать иностранных военных, которые научились сливаться с местными? Какие вооружения будут разрешены, а какие вывезены? Какие будут контрольные полномочия самопровозглашенных органов власти, и на что Россия сохранит свое вето? Как будут созданы равные условия для существующих суррогатных политических структур и общероссийских политических сил, которые не могли действовать на территории с 2014 года? ".
"Возможно, мы приближаемся ко времени, когда Россия захочет выйти вон из Донбасса. Если так, то все будет зависеть от того, что понимается под словами "Россия" и "выйти вон", — заканчивает свой комментарий Джеймс Шерр.