фото: Associated Press/Evgeniy Maloletka
Процедура получения статуса настолько сложная, что родители пострадавших детей просто не имеют возможности оформить его. Об этом представители общественных организаций говорили на пресс-конференции в информагентстве «Интерфакс», сообщает журналист ИА «Вчасно».
По словам активистов, сегодня, чтобы получить соответствующий статус, родители или опекуны пострадавшего ребенка должны обратиться в социальные службы, затем в полицию, затем в прокуратуру и, наконец, в СБУ. При этом должно быть открыто уголовное производство о совершении преступления в отношении ребенка, а родители и сам ребенок вынуждены вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию.
Представители общественных организаций на пресс-конференции в информагентстве «Интерфакс»«Постановление Кабмина №268 «Об утверждении Порядка получения статуса ребенка, пострадавшего в следствии военных действий и вооруженных конфликтов», было принято в апреле 2017 года, - сообщила директор по развитию программ СОС «Дитячі містечка» Україна Дарья Касьянова. - За год этот статус смогли получить всего 8 детей. Семеро из этих детей получили серьезные травмы в результате войны, одна девочка видела, как погибла ее мама. Она до сих пор не может спать. Все эти дети получили статус по инициативе соцслужб, которые в ручном режиме возили детей по инстанциям».
По словам правового аналитика БФ «Право на захист» Ксении Карагяур, активистами была создана рабочая группа из представителей Минсоцполитики и общественности, которая разработала проект изменений к Постановлению 268, для того чтобы упростить получение статуса.
«Недостатки Порядка получения статуса приводят не только к искусственному занижению числа пострадавших от войны детей, но и к фактическому невыполнению Закона Украины «Об охране детства» и нарушениям обязательств Украины в сфере международного гуманитарного права и гарантий Конвенции ООН о правах ребенка», - отметила правозащитница.
Советник Минсоцполитики по вопросам ВПЛ Александра Магурова рассказала, что правозащитники предлагают отказаться от обязательного открытия уголовного производства и максимально сократить необходимый пакет документов.
«Мы предлагаем отойти от необходимости иметь открытое уголовное производство, - сказала Александра Магурова. - Чтобы родители, дети которых получили психологические травмы, могли обратиться в соцслужбы и предоставить минимальный пакте документов, например, о том, что ребенок проживал в зоне АТО. Этого должно быть достаточно. Если ребенок был ранен, то выписку из медкарты. Если речь идет о плене или участии ребенка в боевых действиях, то тут, конечно, необходимо открывать уголовное производство, но таких детей немного».
Активисты сообщили, что уже передали проект изменений в Минсоцполитики и рассчитывают на то, что их требования будут реализованы.