Юлию Коваль – инвалида I группы с детства, после покупки квартиры в Краматорске заставляют оформить справку переселенца, чтобы получать пенсию.
42-летняя Юлия Коваль – инвалид I группы с детства, по состоянию здоровья ей тяжело передвигаться даже в квартире, а разговаривать с посторонними вообще не может. Она родилась и выросла под Киевом, а в 2012 году переехала в Горловку к мужу Виктору.
При этом оставалась прописанной в своем родном доме. Когда в Горловке начались боевые действия, их семье (они оба с инвалидностью с детства) помогли выехать в соседний Торецк и поселиться у родственников. Справку переселенца оформил только Виктор, так как он был зарегистрирован в оккупированной Горловке. Юлия поставила в миграционной службе Торецка штамп в паспорте с указанием места пребывания. Это было необходимо для перевода пенсии.
«Когда в поселке под Торецком, где мы поселились, стало опасно ( он находится вблизи Майорска), мы решили переехать в спокойный Краматорск», - рассказал ИА «Вчасно» Виктор Григорьевич. – Пенсионные дела не переводили, жили на съемной квартире. И пенсию, и пособие по инвалидности получали исправно».
Жить на третьем этаже было проблематично, помогать супругам некому. Понимая, что в Горловку возврата пока не ждать, решили купить квартиру. Договор купли-продажи оформили на Юлию, она же и зарегистрировалась в новой квартире. А когда решили переводить пенсию в Краматорск, столкнулись с неожиданностью – в городском управлении ПФУ от нее потребовали…. справку переселенца. В ином случае в пенсионных выплатах будет отказано.
«Моя жена никогда не была прописана на оккупированной территории. С чего вдруг в Пенсионном фонде требуют такую справку?!» – недоумевает Виктор.
По его словам, когда Юлия переехала в Горловку, ее пенсионное дело перевели туда же, не меняя место регистрации в паспорте. В Торецке проблем с переоформлением пенсии совершенно не было, все перевели, как положено. А когда Юлия решила переоформить пенсию в Краматорске, ее заставляют стать переселенкой, хотя предыдущее место пребывания – на контролируемой украинской властью территории.
Двое людей с инвалидностью вынуждены жить на пенсию и пособие Виктора, пока Юлия ничего не получает. Женщина даже не знает, пересчитали ли ей пенсию в связи с реформой. Пенсионное дело Виктора и его справку ВПЛ решили пока не трогать, чтобы не столкнуться с новыми проблемами и вовсе не остаться без средств к существованию.
«Квартиру купили с голыми стенами, практически без мебели. Денег на какое-то благоустройство нет совсем, даже знакомых позвать в гости не можем, стыдно», - говорит Виктор.
За юридической помощью семья обратилась к общественной организации «Країна вільних людей», где адвокат Вячеслав Галахов бесплатно помогает нуждающимся. Юрист помог от имени Юлии Коваль составить обращение в управление ПФУ в Краматорске, Кабмин, Министерство социальной политики и уполномоченному Верховной Рады по правам человека.
«Действия работников Краматорского ПФУ свидетельствуют о низком профессионализме и цинизме, который они проявляют по отношению к людям с инвалидностью, - комментирует Вячеслав Галахов. – Даже если предположить, что торецкий поселок, где была зарегистрирована Юлия Коваль, попадает в перечень прифронтновой территории, жители которой также могут оформлять справку ВПЛ, это не обязанность, а право человека. То есть заставлять взять справку чиновники не имеют права».