Протест работников угольных предприятий
Во время правления Виктора Януковича была запущена схема теневой приватизации государственных шахт, которая заключалась в том, что перспективные угольные пласты на предприятиях отдавались в пользование частным фирмам, рассказал журналистам ИА «Вчасно» глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Именно тогда некоторые государственные шахты Донетчины передали свои наиболее перспективные угольные пласты частным фирмам, которые фактически принадлежали сыну Виктора Януковича Александру.
Так, ГП «Шахтоуправление «Южнодонбасская № 1» передало пласты ООО" Шахта "Южнодонбасская №1", шахта "1-3 Новогродовская» передала ООО «Шахта«1-3 Новогродовская », шахта «Россия» (ныне шахта им. Котляревского ) - ООО «Шахта« Россия». Также ГП" Угольная компания "Краснолиманская" передало пласты ООО «Краснолиманская».
Все эти общества с ограниченной ответственностью являются структурами ООО «Топливно-Энергетический капитал», которое принадлежало семье беглого президента.
Четыре года борьбы за возвращение пластов в госсобственность пошли «коту под хвост». Все потому, что сейчас уже другой представитель частной структуры заявляет что это его пласты.
Михаил Волынец
По словам Михаила Волынца, суть данной схемы заключается в том, что при ее реализации государственные шахты вынуждены вести добычу на частных пластах.
При этом расходы на шахту, в частности, разработку пластов, обеспечение инфраструктуры шахт — финансирует государство, а уже прибыль от продажи угля идет частным фирмам.
Власти Донетчины попытались вмешаться в происходящее и еще более года назад инициировали расследование, чтобы в судебном порядке вернуть угольные пласты шахтам «Новогродовская 1-3» и «Россия».
Досудебное расследование установило, что в период с 2004 по 2012 гг чиновники Донецкой областной администрации, злоупотребляя служебным положением, передали недра нескольких шахт частным структурам (об этом говорится в документах Нацполиции Украины).
По словам заместителя главы ДонВГА Виктора Ремского, расследование продолжается до сих пор.
Таким образом, спустя более трех лет после бегства экс-президента вернуть государственные угольные пласты государственным предприятиям так и не удалось.
По словам лидера первичной ячейки Независимого профсоюза горняков Украины шахты «Новогродовская 1-3» Сергея Павлова, угольные пласты шахты, которые были переданы в долгосрочную аренду, почти четыре года не разрабатывались, и предприятие боролось за их возвращение в собственность.
«По горным законам, если никто 2 года не ведет никаких работ на пластах, они автоматически возвращаются владельцам. Но этого не происходит уже на протяжении четырех лет, - говорит Сергей Павлов. - Мы писали запросы, пикетировали здание «Госгеонедра» в Киеве, областные власти подавали в суд, чтобы разобраться в происходящем и вернуть государству его собственность. Мы надеялись, что после этого все решится, но этого не произошло».
Я полагаю, что произошли какие-то договоренности, согласования, и теперь уже другие люди добрались до «кормушки» на получение дохода с государственных угольных пластов.
Михаил Волынец
Лидер профсоюзной ячейки утверждает, что «Топливно-энергетический капитал» (ТЭК) сменил собственника, и теперь он принадлежит не семье Януковича, а представителям Блока Петра Порошенко.
ЧИТАЙТЕ: Нардепы от Иванющенко в составе БПП грабят шахту «Краснолиманская» — Татьяна Черновол
«Сейчас новые хозяева со старым названием «Топливно-энергетический капитал», - говорит Сергей Павлов. - Не знаю, как на шахте Котляревского (бывшей «России»), но на «Новогродовской 1-3» раньше структурой ТЭКа управлял Сергей Коваленко, а теперь — Александр Коваленко. По последним данным, теперь эти структуры перешли под представителей нынешней власти из Блока Петра Порошенко».
Глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец также полагает, что в происходящем замешаны представители нынешней власти. Но, по его мнению, за всем этим стоит Виталий Кропачев, бывший депутат Донецкого облсовета.
«Четыре года борьбы за возвращение пластов в госсобственность пошли «коту под хвост», - заявил Михаил Волынец. - Все потому, что сейчас уже другой представитель частной структуры заявляет что это его пласты. Ситуацию взял под контроль Виталий Кропачев, который является «смотрящим» в угольной промышленности. И похоже, что сейчас именно он стоит за структурами «ТЭК».
Глава профсоюза заявил, что лицензию «Топливно-энергетического капитала» на владение угольными пластами должны были отозвать еще год назад, однако этого не произошло.
Мой законопроект возвращал госшахтам право на добычу угля с «прикарманенных» пластов. Однако законопроект был «убит» в экологическом комитете ВР, где работает целая когорта депутатов из группы Иванющенко.
Татьяна Черновол
«Я лично организовывал пикетирование здания «Госгеонедра», разговаривал с руководителями этой структуры и мне обещали, что «ТЭК» будет лишен лицензии на владение угольными пластами, - сообщил Михаил Волынец. - Но чиновники сделали все наоборот и лицензию продлили, хотя не имели никаких оснований. Я полагаю, что произошли какие-то договоренности, согласования, и теперь уже другие люди добрались до «кормушки» на получение дохода с государственных угольных пластов».
ЧИТАЙТЕ: Нардеповский дерибан – кто хочет нажиться за счет ГП «УК «Краснолиманская»
По словам главы профсоюза горняков, «Топливно энергетический капитал» будет получать 20% от добытого на переданных им пластах угля.
«Сейчас на шахте «Новогродовская 1-3» началась разработка этих пластов, - сообщил Михаил Волынец. - Дошло до того, что шахта начала простаивать, коллектив не мог работать, и пришлось начать работы. Предприятие будет платить за это, как с куста, 20% от добытого угля. Это узаконенный грабеж. Но, оказывается, что когда в стране коррупция — возможно все».
По мнению народного депутата Татьяны Черновол, к ситуации причастна многочисленная и влиятельная группа нардепа Юрия Иванющенко (в криминальном мире — Юра Енакиевский, — ред.) в Блоке Петра Порошенко.
Ранее Татьяна Черновол сообщала, что разработала законопроект №2310, который возвращал угольные пласты, переданные в пользование частным фирмам обратно государству. Однако экологический комитет дал отрицательное заключение по законопроекту.
Если мы вернем эти пласты, шахта будет самостоятельно окупаться, а не просить дотации. Зачем покупать уголь за границей, если наши предприятия могут полностью обеспечить страну углем?
Сергей Павлов
«Мой законопроект имел целью положить конец этому легальному грабежу, - сообщила Татьяна Черновол. - То есть, возвращал государственным шахтам право на добычу угля с «прикарманенных» пластов. Однако законопроект был «убит» в экологическом комитете ВР, где работает целая когорта депутатов из группы Иванющенко. Поэтому до сих пор угольные пласты в государственных шахтах де-юре принадлежат частным фирмам... и будут принадлежать еще почти 10 лет, потому что лицензия по угольным пластам шахты «Краснолиманская» действительна до ... 2023 года. Такие же сроки действия лицензий и на других шахтах».
На шахте «Новогродовская 1-3» уверены, что возвращение пластов позволит не только развиваться предприятию, но и сделает его самоокупаемым.
«Мы на этих пластах, которые у нас отобрали, в 2012 году одной лавой за год добывали миллион тонн, - рассказал глава местной ячейки НПГУ Сергей Павлов. - Мы вытягивали весь «Селидовуголь» и помогали «Красноармейскуглю». Если мы вернем эти пласты, шахта будет самостоятельно окупаться, а не просить дотации. Возвращение этих пластов очень важно не только для шахты и города, но и для страны и ее энергетической безопасности. Зачем покупать уголь за границей, если наши предприятия могут полностью обеспечить страну углем? Была бы только для этого политическая воля».
Политической воли на возврат угольных пластов госпредприятиям Донетчины нет и не было. В 2015 году руководство и коллектив ГП «Краснолиманская» из Донецкой области пытались решить этот вопрос и избавиться от «смотрящих» на своем предприятии. Горняки неоднократно обращались в Минэнергоуглепром, в Донецкую ВГА, к народным депутатам, однако так ничего и не добились. Более того, руководитель шахты «Краснолиманской» Константин Киселев, который осмелился противостоять коррупционным схемам, был арестован — его обвинили в незаконном блокировании и завладении собственностью ООО «Краснолиманская» на общую сумму почти 300 млн гривен. Таким образом борьба госпредприятия за право на свои же угольные пласты была проиграна частной структуре.
Многочисленные публикации и расследования в украинских СМИ на тему присвоения угольных пластов госшахт частными структурами сначала представителями Януковича, а потом приближенными к БПП, вскрытие схем «выкачки» денег «смотрящими» на угольных предприятиях, не принесли никакого результата.