Фото: censor.net.ua
Псевдореферендум изменил жизнь на Донетчине, и сегодня можно говорить, как об отрицательных результатах этого процесса, так и о положительных.
Спустя четыре года в подконтрольных украинской власти городах Донецкой области по-прежнему сохраняется влияние бывших регионалов, которые контролируют местные власти. Большинство градоначальников, позволивших пророссийским силам бесчинствовать в украинских городах в 2014 году, так и не понесли заслуженного наказания. Более того, многие из мэров, причастных к псевдореферендуму, до сих пор остаются у власти.
ЧИТАЙТЕ: 4 года «русской весны»: на Донбассе у власти остаются чиновники, сдававшие города боевикам
На скамье подсудимых оказались только экс-мэр Славянска Неля Штепа и бывший градоначальник Торецка Владимир Слепцов. Но в их отношении пока еще так и не вынесен приговор, а Неля Штепа, которая три года провела в СИЗО, была выпущена под подписку о невыезде.
ЧИТАЙТЕ: Экс-мэр Славянска Неля Штепа вышла из СИЗО под домашний арест
Не понесли наказания за участие в организации псевдореферендума и многие учителя, призывавшие четыре года назад голосовать за «русский мир». Например, в Славянске участники профсоюзного комитета школы № 10 проголосовали против увольнения учителя-сепаратиста, который был осужден за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Несогласные с такой ситуацией активисты провели акцию протеста во дворе школы — подожгли шины.
Продолжают учить детей и другие педагоги, которые не скрывали ненависть к Украине в 2014 году.
ЧИТАЙТЕ: В Мариуполе активисты протестовали против «учителей, призывающих к «русскому миру»
ЧИТАЙТЕ:В Славянске отказались уволить учителя, осужденного за сепаратизм
Фактически остались на своих местах и правоохранители региона, бездействовавшие в 2014 году. Более того, некоторые из тех, кто позволил захватить города Донбасса и провести в них фейковый референдум сегодня пошли на повышение. Так экс-начальник Горловского УВД Павел Панасюк, при котором город был захвачен боевиками, сегодня возглавляет Донецкое отделение ГАСКа. После того, как стало известно о его назначении на должность, история получила резонанс и Павел Панасюк добровольно написал заявление об увольнении, однако вскоре восстановился через суд. И это не единственная история «успешной» карьеры.
Поскольку у власти на Донетчине в большинстве остались все те же чиновники, которые управляли регионом и 4 года назад, практически все горсоветы работают по-старому и замешаны в различных коррупционных схемах. Чиновники региона проходят по делам о растрате и нецелевом использовании бюджетных средств. При этом многие коррупционеры остаются на свободе и продолжают свою деятельность.
Тех же, кто пытается идти против системы, стараются всеми способами устранить. Так, в Константиновке третий год местным коррумпированным чиновникам противостоит начальница отдела образования города Ольга Барабаш, которая отказалась принимать участие в преступных схемах и из-за этого постоянно подвергается травле со стороны оппонентов.
Диалог местных и областных властей региона с общественниками и активистами складывается очень сложно. Одни требуют реформ и новых подходов в работе, другие пытаются удержать свои позиции во власти, работая по старым схемам, доставшимся в наследство от регионалов.
ЧИТАЙТЕ: Чиновники Покровска хотят «отмыть» 10 млн бюджетных гривен на строительстве мини-котелен
Но несмотря на то, что в городах региона почти не поменялись руководители, во многом изменилось сознание людей. На Донетчине активно формируется гражданское общество — в городах появились активисты и общественники, которые пытаются менять свои населенные пункты и продвигать демократические реформы. Это заметно в Славянске, Краматорске, Мариуполе, Дружковке, Торецке.
В Дружковке участники проекта «Громадський контроль» проводят антикоррупционные расследования, инициируют отчетность коммунальных служб. В соседнем поселке Сурово внедряют родительское самоуправление, меняя старые школьные традиции.
Представители движения «Сильные громады» в городах области осуществляют анализ работы местных горсоветов, внедряют программы открытых бюджетов, новых технологий в самоуправлении.
В городах Донбасса активисты создают культурные пространства, превращая заброшенные скверы и пустыри в популярные места отдыха. В Славянске общественники практически заставили местных чиновников убрать из школ и детских садов старые ртутные лампы, которые там хранились уже несколько лет.
Волонтеры и активисты реализуют социальные и культурные проекты, привлекая местных жителей и особенно молодежь. C 2015 года в городах начали активно проводить различные фестивали, на которых продвигается украинские культура и народные традиции. Такими были фестивали «З країни в Україну».
Впервые за 4 года войны этой весной жители прифронтовой Авдеевки организовались и провели творческий фестиваль.
В городах открываются платформы инициатив и культурные пространства, такие как «Теплиця» в Славянске, «Вільна хата» в Краматорске, «ТЮ» и другие в Мариуполе. Здесь проводят различные встречи, тренинги, мастер-классы. Подобные платформы вскоре заработают в Покровске и Торецке.
ЧИТАЙТЕ: В Лимане активисты подготовили «антиотчет» о деятельности мэра
Также можно отметить, что спустя четыре года после фейкового референдума, Донетчина «переболела» языковым вопросом, который в 2014 году пророссийские боевики активно использовали для развития конфликта в регионе. Все больше в городах области звучит украинская речь и все больше жителей Донбасса одевают национальную одежду, выходя на улицы в праздничные дни.
Те, кто четыре года назад активно встал на защиту своей земли и сегодня продолжают менять свой край, привлекая все больше единомышленников.
ЧИТАЙТЕ: В троллейбусах Славянска стали объявлять остановки на украинском языке